Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
Им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Историко-филологический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
____________________ С.Н. Пяткин
«____»______________ 2019 г.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
Психологический практикум
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль):
Русский язык и Литература
История и Обществознание
Иностранный язык и Второй иностранный язык
Квалификация:
бакалавр
Форма обучения:
очная
Арзамас 2019
Цель практики
Целями учебной практики: психологический практикум является закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение студентами первичных практических умений и навыков исследовательской работы в изучении личности обучающихся.
|
|
Задачами учебной практики: психологический практикум являются:
1) формирование у студентов умений и навыков работы с информационными источниками для изучения возрастных закономерностей психического развития обучающихся;
2) формирование у студентов умений и навыков межличностного взаимодействия с участниками образовательных отношений в условиях совместной учебной и воспитательной деятельности, для изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
3) формирование у студентов умений и навыков применения методов психологической диагностики, направленных на изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
4) овладение студентами навыками анализа психологических данных, способами проектирования программ индивидуального развития обучающихся;
5) развитие у студентов навыков презентации результатов исследовательской работы в изучении личности обучающихся.
Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика: психологический практикум Б2.О.01.01(У) относится к обязательной части образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности (профили) Русский язык и Литература. Учебной практике: психологический практикум предшествует изучение дисциплины Психология.
Вид практики: учебная практика.
Тип практики: психологический практикум.
Способ проведения: стационарная.
Форма проведения: дискретная концентрированная.
Общая трудоемкость практики составляет:
Трудоемкость | очная форма обучения |
Общая трудоемкость | 3 з.е. |
часов по учебному плану, из них | 108 |
консультации | 8 |
иные формы работы | 99 |
контроль | 1 |
промежуточная аттестация | дифференцированный зачет (зачет с оценкой) |
Прохождение практики предусматривает иную форму работы студента во время практики –работу во взаимодействии с обучающимися в процессе прохождения учебной практики: психологический практикум. Студенты выполняют практико-ориентированные задания: анализируют психолого-педагогическую литературу по проблеме возрастных закономерностей психического развития обучающихся; осуществляют подбор методов психолого-педагогической диагностики, необходимых для изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося; осуществляют изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося; оформляют результаты изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося (результаты анкетирования, протоколы бесед, и т.п.) в виде психолого-педагогической характеристики обучающегося; формулируют выводы об индивидуально-психологических особенностях обучающегося, определяют задачи дальнейшего гармоничного развития его личности в учебно-воспитательной деятельности.
|
|
Место и сроки проведения практики
Продолжительность практики для всех форм обучения составляет 2 недели, сроки проведения определены календарным учебным графиком учебного плана:
Форма обучения | Курс (семестр) |
очная | 1 курс 2 семестр |
Практика проводится на кафедре общей и практической психологии АФ ННГУ.
Планируемые результаты обучения по практике, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями и индикаторами достижения компетенций)
Практика направлена на формирование компетенций и результатов обучения, представленных в Таблице 1.
Таблица 1
Формируемые компетенции (код, содержание компетенции) | Планируемые результаты обучения по практике, в соответствии с индикатором достижения компетенции | Наименование оценочного средства | |||
Индикатор достижения компетенции (код, содержание индикатора) | Результаты обучения по практике (дескрипторы компетенции) | ||||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | ИУК-1.3 Владеет навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками, адекватного использования информации, полученной из медиа и других источников для решения поставленных задач | Владеть навыками поиска и практической работы с информационными источниками по проблеме психологической диагностики, подбора диагностических методик с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. | Банк методов и методик, используемых студентом для изучения психологических особенностей обучающегося. | ||
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде | ИУК-3.3 Владеет навыками социального и командного взаимодействия | Владеть навыками установления и поддержания межличностного контакта в ситуации сбора диагностических данных, проектирования взаимодействия с обучающимися и педагогами с учетом их возраста и коммуникативных способностей. | Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося. | ||
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни | ИУК-6.2 Умеет использовать инструменты и методы тайм-менеджмента при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей | Уметь осуществлять целеполагание, планирование и рефлексию в процессе применения методов психологической диагностики личности. | Психолого-педагогическая характеристика обучающегося. | ||
ИУК-6.3 Владеет способами планирования и реализации траектории саморазвития и профессионального роста | Владеть навыками планирования и самоорганизации при подготовке к публичной презентации своей работы. | Текст и презентация для публичного выступления по результатам изучения психологических особенностей обучающегося. | |||
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
| ИОПК-3.2 Умеет выбирать формы, методы и средства организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся / воспитанников, с учетом возрастных особенностей, образовательных потребностей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования | Уметь подбирать методы психологического исследования, обозначать с какой целью применяются именно эти методы и методики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности личности обучающегося в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования. | Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося. | ||
ИОПК-3.3 Владеет технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся / воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования | Владеть технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, с учетом поставленной цели и задач исследования возрастных и индивидуальных особенностей личности испытуемого. | Психолого-педагогическая характеристика обучающегося. | |||
ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении | ИОПК-5.3 Владеет современными технологиями организации контроля и оценки формирования результатов образования обучающихся, педагогической диагностики и коррекции трудностей в обучении | Владеть технологиями сбора фактических данных диагностики с учетом составленной программы изучения возрастных и индивидуальных особенностей личности обучающегося, приводит и анализирует результаты заявленных в программе методов и методик контроля и оценки формирования результатов образования обучающихся, педагогической диагностики и коррекции трудностей в обучении. | Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося. | ||
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями | ИОПК-6.3 Владеет методами разработки (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития обучающегося; приемами анализа документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.); технологиями реализации индивидуально-ориентированных образовательных программ обучающихся | Владеть технологиями разработки программ изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся, детальным анализом значимых параметров психологического развития школьника (познавательного, личностного, коммуникативного, мотивационного, ценностного и пр.), который по результатам наблюдения является у данного обучающегося проблемным. | Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося. | ||
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ | ИОПК-7.3 Владеет техниками и приемами взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ; приемами предупреждения и продуктивного разрешения межличностных конфликтов | Владеть технологиями рационального и обоснованного пояснения применения методов взаимодействия с обучающимися; анализом трудностей обучающегося в учебной деятельности и межличностных отношениях, в личностном развитии в сравнении с возрастными особенностями; прогнозированием развития личности обучающегося; владеть технологиями формулирования психолого-педагогических рекомендаций по работе с обучающимся | Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося. | ||
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний | ИОПК-8.3 Владеет технологиями профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний | Владеть технологиями изучения различных аспектов личности обучающегося, проектирования их развития и воспитания; анализом данных, полученных в результате самоанализа; разработкой индивидуальной стратегии дальнейшего личностного и профессионального роста. | Текст и презентация для публичного выступления по результатам изучения психологических особенностей обучающегося. |
|
|
Для прохождения практики необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами в процессе обучения на предыдущих курсах.
Прохождение практики необходимо для получения умений и навыков, формируемых для последующей учебной: технологической практики, а также для применения в профессиональной деятельности.
Содержание практики
Процесс прохождения практики состоит из этапов:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный;
- контроль.
Технологическая карта
Таблица 2
п/п | Этап | Содержание этапа | Трудоемкость (часов/недель) |
1 | Организационный | - проведение установочной конференции - инструктаж по технике безопасности - получение индивидуального задания | 6 |
2 | Основной | Выполнение практико-ориентированных заданий: |
10 |
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме возрастных закономерностей психического развития обучающихся | |||
2. Знакомство с планом изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося | 15 | ||
3. Подбор методов психолого-педагогической диагностики, необходимых для изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося | 10 | ||
4. Систематическое изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося | 20 | ||
5. Оформление результатов изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося (результаты анкетирования, протоколы бесед, и т.п.), составление психолого-педагогической характеристики обучающегося | 6 | ||
6. Формулирование выводов об индивидуально-психологических особенностях обучающегося, определение задач дальнейшего гармоничного развития его личности в учебно-воспитательной деятельности | 10 | ||
Индивидуальные и групповые консультации по выполнению заданий практики | 10 | ||
3 | Заключительный (обработка и анализ полученной информации) | - составление Портфолио профессиональных достижений практиканта | 20 |
4 | Контроль | - итоговая конференция - презентация результатов профессиональной деятельности - форма промежуточного контроля – зачет с оценкой | 1 |
ИТОГО: | 108 / 2 |
Форма отчетности
По итогам прохождения учебной практики: психологический практикум обучающийся представляет руководителю практики отчетную документацию:
-письменный отчет
-индивидуальное задание
-предписание
Формой промежуточной аттестации по практике является дифференцированный зачет (зачет с оценкой), оценка по практике ставится по результатам проверки отчетной документации.