Демократически транзит и принцип верховенства права

Принцип верховенства права – правовая доктрина, согласно которой ни один человек не может быть выше закона, ничто не может быть наказан государством кроме как за нарушение закона, никто не может быть осужден за нарушение закона иным порядком кроме как установленным законом. Стоит отметить, что принцып верховенства права является пусть не единственным, но важнейшим условием и критерием демократического режима.

Для того чтобы понять взаимосвязь демократического транзита и верховенства права нужно рассмотреть недемократический режим, который был в стране до транзита и принципы демократического режима, к которому стремится государство.

 

Например, доктор социологических наук Б. А. Исаев сопоставляет демократическую и тоталитарную политические системы. Сопоставление происходит на основании четырех структурных элементов: политической организации общества, политических отношений, политического сознания и политических норм.

 

Элементы

Политическая система

структуры Демократическая Тоталитарная
Политическая организация общества Власть конституционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Суд независим и действует в рамках закона. Полиция и армия выполняют свои функции под контролем закона. Розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждениях осуществляются раздельно. Создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации. Интегральная, безраздельная, конституционно неограниченная власть партии, вождя или диктатора. Суд действует по принципу политической целесообразности. Полиция, армия и органы безопасности стоят над обществом и обеспечивают защиту политической системы. Розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция. Принцип единомыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существует только партия, поддерживающая тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены.
Политические отношения Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона. Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует вес политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки.
Политическое сознание Плюрализм политической жизни и демократические свободы определяют многообразие политических идей, теорий и программ. Политическое сознание раскрепощено и разнообразно. Обеспечено право меньшинства на свое мнение. Единомыслие и преследование инакомыслящих. Правящая элита стремится создать одномерное политическое сознание, которое в результате расщепляется на официальное (строго следующее политической доктрине) и неофициальное.
Политические нормы Законодательно определены прерогативы каждой ветви власти. Соблюдаются права и свободы граждан. Большую роль играет общественное мнение и независимые средства массовой информации. Закон о выборах предоставляет право реальною выбора кандидата и (или) программы. Рамки деятельности власти не определены, а если форматьно определены, то не соблюдаются. Права и свободы не обеспечены судом. Единая идеология формирует единое мнение через государственные средства массовой информации. Избиратель не выбирает, а обязан демонстрировать «нерушимое единство» власти и народа.

 

Из этой таблицы наибольший интерес в вопросе взаимоотношений верховенства права и демократического транзита имеет политическая организация общества. При сравнении тоталитарно и демократического режима можно увидеть значительную разницу в их системе организации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что правовая и политическая системы во время демократического транзита представляют из себя гибрид или же переходные (смешенные) по своим характеристикам формы этих двух режимов.

 

Ги Эрмэ (директор французского Национального фонда политологии) выделяет три основные формы перехода к демократии:

 

1. «Договорный»

Такая форма перехода может стать средством сдерживания радикальных политиков различных полюсов политического спектра. Этот вариант предоставляет необходимые гарантии тем, кто является противником реформ, а также дает возможность ограничить требования тех политических сил, которые являются инициаторами преобразований.

 

2. «Демократия сверху»

Такая форма транзита означает стремление прежнего авторитарного режима установить новый режим - демократический. Вероятность успеха данного вида перехода определяется последовательностью действий политического руководства и поддержкой народными массами инициатив демократически настроенной политической элиты.

 

3. «Совместно управляемая демократия»

Такая форма демократического транзита осуществляется на основе соглашения. На какое-то время это позволяет умеренным из соперничающих партий иметь влияние в правительстве с целью предотвращения негативных последствий крушения государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: