И выла старуха, как раненый зверь

Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий в рабочей тетради).

Прочитать поэму А.А. Ахматовой «Реквием». Ответить на следующие вопросы, подтвердить свои ответы примерами из текста:

- Какие моменты истории легли в основу произведения?

- Почему Ахматова дала ему подобное название и в чём его смысл?

- В чём видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?

- На какие части делится «Реквием», как его композиция отражает смысловую многомерность и глубину смысла?

- Какой представляется вам лирическая героиня «Реквиема»?

 

Заключительное слово преподавателя:

Время, как известно, всё и всех расставляет на свои места. Жизнь подтверждает эту мысль – поэзия А.А. Ахматовой выдержала испытание временем.

Сопереживание человеческому горю, гнев и тоска охватывают при чтении поэмы. А как же иначе!? Разве может человек вынести всё, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишиться разума и умереть от горя. Но она жива! Кажется, поэтесса исчерпала весь запас слёз, гнева, страдания, плача… Но не на этой ноте хочется закончить разговор о поэме Ахматовой. Мне кажется, именно она необходима нам сейчас, в наше время как никогда, как предостережение, как напоминание…

Она написала поэму о жизни и судьбе человека, о том, что переживает его душа в нашем суматошном бренном мире, о жизненных утратах, о муке и счастье бытия.

Оценивание ответов обучающихся

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем: «Тема любви и страдания в лирике А.А. Ахматовой», «Исторические мотивы в лирике А.А. Ахматовой», «Жанрово-композиционное своеобразие и образное звучание поэмы «Реквием».

Конспект урока «Мне имя дали при крещенье – Анна»

 

Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику, показать, как история страны преломляется в творчестве Ахматовой.

Оборудование: репродукции картин, портреты А. Ахматовой работы Н.И. Альтмана, К.С. Петрова-Водкина, Ю.П. Анненкова, А. Модильяни и др., музыкальные произведения (Сонаты Л. Бетховена, Ф. Шопена, Д. Шостаковича), сборники стихов.

Вступительное слово преподавателя:

Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.

Как черный ангел на снегу

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу –

Есть на тебе печать Господня, –

так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М.И. Цветаева отметила не только эту печать испепеленной страданием чистоты, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:

Нечеловечески мила

Её дремота.

От ангела и от орла

В ней было что-то.

Это странное соединение хрупкости и властности С.М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников:

В начале века профиль странный

(источен он и горделив)

Возник у лиры. Звук желанный

Раздался, остро воплотив

Обиды, горечь и смятенье

Сердец, видавших острие,

Где в неизбежном столкновенье

Два века бились за свое.

 

Обучающаяся в роли А. Ахматовой:

В то время я гостила на земле

Мне дали имя при крещенье - Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость.

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было их в году.

 

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Ч. Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого, Эйфелевой башней и кажется Элиотом. Мой отец, А.А. Горенко был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была привезена на север – в Царское Село. Там прожила 16 лет. Читать училась по азбуке Л. Толстого. Первые стихи начинались для меня не с А.С. Пушкина и М. Лермонтова, а с М. Державина и Н. Некрасова. Эти вещи знала моя мама наизусть. Училась в Царскосельской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 г. мои родители расстались, и мама с детьми уехала в Москву. Мы целый год прожили в Евпатории, где я долго проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов.

Чтец:

«Летний сад»

Я к розам хочу,

В тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: