Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий в рабочей тетради).
Прочитать поэму А.А. Ахматовой «Реквием». Ответить на следующие вопросы, подтвердить свои ответы примерами из текста:
- Какие моменты истории легли в основу произведения?
- Почему Ахматова дала ему подобное название и в чём его смысл?
- В чём видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
- На какие части делится «Реквием», как его композиция отражает смысловую многомерность и глубину смысла?
- Какой представляется вам лирическая героиня «Реквиема»?
Заключительное слово преподавателя:
Время, как известно, всё и всех расставляет на свои места. Жизнь подтверждает эту мысль – поэзия А.А. Ахматовой выдержала испытание временем.
Сопереживание человеческому горю, гнев и тоска охватывают при чтении поэмы. А как же иначе!? Разве может человек вынести всё, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишиться разума и умереть от горя. Но она жива! Кажется, поэтесса исчерпала весь запас слёз, гнева, страдания, плача… Но не на этой ноте хочется закончить разговор о поэме Ахматовой. Мне кажется, именно она необходима нам сейчас, в наше время как никогда, как предостережение, как напоминание…
|
|
Она написала поэму о жизни и судьбе человека, о том, что переживает его душа в нашем суматошном бренном мире, о жизненных утратах, о муке и счастье бытия.
Оценивание ответов обучающихся
Домашнее задание
Написать сочинение на одну из предложенных тем: «Тема любви и страдания в лирике А.А. Ахматовой», «Исторические мотивы в лирике А.А. Ахматовой», «Жанрово-композиционное своеобразие и образное звучание поэмы «Реквием».
Конспект урока «Мне имя дали при крещенье – Анна»
Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику, показать, как история страны преломляется в творчестве Ахматовой.
Оборудование: репродукции картин, портреты А. Ахматовой работы Н.И. Альтмана, К.С. Петрова-Водкина, Ю.П. Анненкова, А. Модильяни и др., музыкальные произведения (Сонаты Л. Бетховена, Ф. Шопена, Д. Шостаковича), сборники стихов.
Вступительное слово преподавателя:
Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу –
Есть на тебе печать Господня, –
так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М.И. Цветаева отметила не только эту печать испепеленной страданием чистоты, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:
|
|
Нечеловечески мила
Её дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
Это странное соединение хрупкости и властности С.М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников:
В начале века профиль странный
(источен он и горделив)
Возник у лиры. Звук желанный
Раздался, остро воплотив
Обиды, горечь и смятенье
Сердец, видавших острие,
Где в неизбежном столкновенье
Два века бились за свое.
Обучающаяся в роли А. Ахматовой:
В то время я гостила на земле
Мне дали имя при крещенье - Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость.
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было их в году.
Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Ч. Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого, Эйфелевой башней и кажется Элиотом. Мой отец, А.А. Горенко был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была привезена на север – в Царское Село. Там прожила 16 лет. Читать училась по азбуке Л. Толстого. Первые стихи начинались для меня не с А.С. Пушкина и М. Лермонтова, а с М. Державина и Н. Некрасова. Эти вещи знала моя мама наизусть. Училась в Царскосельской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 г. мои родители расстались, и мама с детьми уехала в Москву. Мы целый год прожили в Евпатории, где я долго проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов.
Чтец:
«Летний сад»
Я к розам хочу,
В тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.