Самостоятельную работу студентов классифицируют по различным критериям.
1 Учитывая место и время проведения, характер руководства ею со стороны преподавателя и способ осуществления контроля за ее результатами выделяют:
а) самостоятельную работу студентов на аудиторных занятиях;
б) внеаудиторную самостоятельную работу (самостоятельные занятия студентов);
в) самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя (индивидуальные занятия с преподавателем).
2 По уровню обязательности:
а) обязательная, предусмотренная учебными планами и рабочими программами. Это выполнение традиционных домашних заданий, написание и защита курсовых и дипломных работ, а также виды задач, которые студенты самостоятельно выполняют во время ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практик;
б) желаемая – научная и исследовательская работа студентов, заключается в самостоятельном проведении исследований, сборе научной информации, ее анализе; к этой же категории относятся аудиторные поточные и групповые занятия, участие в работе научного студенческого общества (кружки, конференции, подготовка докладов, тезисов, статей);
|
|
в) добровольная – работа во внеаудиторное время, участие в кафедральных, межкафедральных, межфакультетских, межвузовских, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах.
3 По видам деятельности:
а) учебно-познавательную (через мышление, анализ, синтез и т.д.);
б) профессиональную (определенные конкретные действия студента, которые выполняют специалисты на производстве).
4 По уровнями мотивации:
а) самостоятельную работу низкого уровня (к самостоятельным действиям студента побуждает преподаватель, помогая ему практически и постоянно контролируя выполнение)
б) самостоятельную работу среднего уровня (для работы хотя и побуждает преподаватель, но студент работает самостоятельно, контролируя самого себя);
в) высокого уровня (выполнение задачи организует и контролирует сам студент).
Уровни самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа предусматривает воспроизводственные и творческие процессы в деятельности студента. Учитывая это, выделяют три ее уровня: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).
Репродуктивная самостоятельная работа выполняется по определенному образцу: решение задач, заполнение таблиц и схем и т.п. Познавательная деятельность студента оказывается в познании, осмыслении, запоминании. Целью такого типа самостоятельных работ является закрепление знаний, формирование умений и навыков.
Реконструктивная самостоятельная работа предусматривает перестройку решений, составление планов, тезисов, аннотаций, написание рефератов и др.
|
|
Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемных ситуаций, получения новой информации. Студент самостоятельно выбирает метод решения задачи (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы).
В педагогике высшей школы выделяют еще две взаимосвязанные подсистемы в организации самостоятельной работы студентов – систематическую самостоятельную работу (распределенную по дням небольшими объемами) и аккордную (комплексную и длительную по времени). Такое деление отражает ритм работы высшей школы и на нем может основываться ее планирование, организация и управление ею. Такой подход целесообразно рассматривать в неразрывном единстве со всеми типами репродуктивного, творческого и комбинированного вариантов самостоятельных работ студентов.