Контроль самостоятельной работы студентов

 

Контроль за самостоятельной работой студентов выполняет две функции: корректирующую (заключается в своевременном выявлении ошибок) и стимулирующую (является своеобразным внешним толчком к деятельности).

Согласно этим функциям выделяют два вида контроля: за процессом и по результатам.

Контроль за процессом предусматривает пристальное внимание за каждым «шагом» выполняемой деятельности. При этом текущая деятельность сравнивается с эталонной, запрограммированной деятельностью.

Контроль за результатами предполагает полную свободу студентов в осуществлении процесса деятельности, но ставит их перед необходимостью вовремя сдать конкретный результат. Такой контроль целесообразен пр самостоятельной работе, поскольку конечный ее результат всегда отражен в конкретных формах: чертежи, конспект, реферат, устный ответ и т.п.

Контролируя самостоятельную работу студентов, следует исходить из того, что главным в ней является сама ее структура как деятельности, прежде всего, ее мотивы, цели: чем побуждается самостоятельная работа; на решение каких проблем она направлена; почему эти проблемы интересуют студента и т.п. То есть основным объектом в самостоятельной работе, который подлежит контролю, являются найденные и реализованные студентом пути поиска, постановки и решения проблем.

К эффективным формам контроля за самостоятельной работой студентов относятся рефлексивный контроль, индивидуальные собеседования, письменные задания по пропущенным темам и контрольные работы, рефераты, деловые игры, коллоквиумы и др.

Рефлексивный (лат. reflexio – отображение; размышления, сомнения) контроль. Это контроль в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. Студент информирует преподавателя о путях поиска и конкретизации проблем. Преподаватель уточняет отдельные нюансы этих путей, пытаясь определить неточности и ошибки, чтобы подсказать студенту, подкорректировать его действия. Такой диалог не является контролем в прямом смысле этого слова, поскольку в нем нет четкого противопоставления позиций контролирующего и контролируемого. Рефлексивный контроль фактически сочетает преимущества контроля за процессом и контроля за результатом и преодолевает их ограниченность.

Индивидуальные собеседования проводят по учебному расписанию и во внеучебное время. Такая форма контроля целесообразна со студентами, которые пропустили один или несколько учебных занятий или получили неудовлетворительную оценку, отстают в учебе. Изучив уровень подготовки таких студентов и причины их отставания, преподаватель должен разработать и предложить индивидуальные задания и периодически контролировать их выполнение.

Индивидуальные собеседования проводят также с лучшими студентами. Они обусловлены желанием преподавателя сориентировать студента на более эффективную самостоятельную работу для самосовершенствования как будущего специалиста.

Собеседования с целью контроля за самостоятельной работой студентов целесообразны по темам учебного курса, которые не освещались во время лекций или семинарских занятий. Для проведения такого собеседования преподаватель должен дать студентам конкретную задачу и определить литературу, с которой студент должен ознакомиться. По темам, которые предлагаются студентам на самостоятельную проработку, должны быть подготовлены соответствующие учебные указания.

Письменные задания практикуют по пропущенным темам курса, что обязывает студента самостоятельно проработать эти темы.

Контрольные работы целесообразно проводить после изучения одной или нескольких тем курса. Их результаты могут учитываться при проведении зачета или экзамена по учебной дисциплине.

Рефераты. В процессе написания реферата студент может обращаться к преподавателю с различными вопросами. Преподаватель, консультируя студентов, выявляет уровень его знаний по определенной теме.

Деловые игры. Используют их при обсуждении вопросов, требующих экспертной оценки или выполнения роли. Каждый студент может выступать в роли эксперта по какой-то проблеме, заранее самостоятельно изучив дополнительные материалы.

Коллоквиумы. Их результативность зависит от четкой организации: определения перечня тем, которые выносятся на обсуждение, и необходимой специальной литературы, своевременного доведения их до сведения студентов. Во время самостоятельной подготовки студентов к коллоквиуму преподаватель при необходимости консультирует их, направляя познавательную деятельность студентов на осознание сути материала и выявления знаний. Коллоквиум целесообразно проводить с небольшой группой студентов, что обеспечивает их активность не только во время подготовки к нему, но и в процессе его проведения.

Важными для творческого взаимодействия студентов и преподавателей в системе самостоятельной работы студентов является психологическая и практическая готовность преподавателя к анализу и оценке собственной деятельности по организации самостоятельного работы студента. Психологическая готовность выражается в формировании потребности в самоанализе и самооценке своей деятельности в процессе управления самостоятельной работой студентов, а практическая – в усвоении методик и инструментария научной деятельности.

Педагогически целесообразно организованная самостоятельная работа студентов побуждает их получать учебную информацию из различных источников, формирует у них навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, обеспечивает переход к непрерывному образованию (самообразованию) после завершения обучения в вузе, позволяет максимально использовать сильные качества личности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой вид обучения называют прямым? В чем заключаются преимущества и недостатки прямого обучения?

2. Какую форму обучения называют лекцией? Какова структура лекции? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных вариантов чтения лекций?

3. Какую форму обучения называют семинаром? Какова структура семинара? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения семинаров?

4. Какую форму обучения называют факультативом? Какова структура факультатива? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных факультативов?

5. Какую форму обучения называют спецкурсом? Какова структура спецкурса? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных спецкурсов?

6. Какую форму обучения называют спецсеминаром? Какова структура спецсеминара? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных спецсеминаров?

7. Какую форму обучения называют практическим занятием? Какова структура практического занятия? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и различных вариантов практических занятий?

8. Какую форму обучения называют лабораторным занятием? Какова структура лабораторного занятия? В чем заключаются методические особенности подготовки, проведения и лабораторных занятий?

9. В чем заключается самостоятельная учебно-познавательная работа студентов как форма обучения и особенности ее организации в вузе?

10. Проанализируйте виды и структуру самостоятельной учебно-познавательной работы студентов.

11. В чем заключается метод опережающих заданий?

12. Проанализируйте различные виды контроля самостоятельной учебно-познавательной работы студентов.

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [3].

3. [5].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: