Бюджетирование — это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Бюджет представляет собой финансовый план в корпорации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.
Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:
– повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
– обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
– расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации.
Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии корпорации, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
|
|
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие[48]:
• унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
• совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
• совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
• обеспечение возможности составления сводного бюджета;
• стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
• разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;
• непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
• заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
• учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
• детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния в корпорации, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
|
|
Бюджетирование выполняет три основные функции[49]:
1. Функция планирования. Исходя из стратегических целей в корпорации, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении корпорации. Разработка бюджетов придает количественную определенность поставленным целям корпорации, затраты и результаты приобретают денежное выражение.
2. Функция учета. Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов корпорации в максимально удобной для принятия управленческих решений форме.
3. Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле деятельности в корпорации. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия на любом этапе исполнения.
Классификация бюджетов и методы их разработки[50]
1. По формам можно выделить следующие группы бюджетов:
· финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
· операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;
· вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.
2. По сферам деятельности в корпорации:
· бюджет по операционной деятельности, детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности;
· бюджет по инвестиционной деятельности, направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности;
· бюджет по финансовой деятельности, призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
3. По видам затрат:
· бюджет текущих затрат, состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг);
· бюджет капитальных затрат, представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.
4. По широте номенклатуры затрат:
· функциональный бюджет, разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала);
· комплексный бюджет, разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).
5. По методам разработки:
· фиксированный бюджет (статичный), должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки;
|
|
· гибкий бюджет, является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет – эффективное средство для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.
6. По длительности планового периода:
· ежедневный;
· понедельный;
· месячный;
· квартальный;
· годовой.
7. По периоду составления:
· оперативный бюджет, прямо связанный с достижением целей в корпорации, например план производства, материально-технического снабжения;
· текущий бюджет, краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей в корпорации;
· перспективный бюджет, бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры в корпорации.
8. По непрерывности планирования:
· самостоятельный бюджет, изолированный, не зависящий от других бюджетов;
· непрерывный (скользящий) бюджет, по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
9. По степени детализации (содержания) информации:
· укрупненный бюджет, бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде;
· детализированный бюджет, бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.
10. По базису разработки[51]:
1) метод прироста — в основу бюджета на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат, скорректированные с учетом ожидаемых изменений цен, объема или характера предпринимаемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
|
|
2) метод нулевого базиса — каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности, должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.
При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что он оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности в корпорации и т. д.
Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.
Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации и для юридически обособленных подразделений.
Этапы формирования годового бюджета включают:
1) формирование прогнозов;
2) определение целей и задач компании на год в рамках стратегии предприятия;
3) определение целевых значений ключевых показателей деятельности;
4) подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений;
5) консолидация сводного бюджета компании;
6) рассмотрение и утверждение бюджета бюджетным комитетом;
7) доведение заданий до исполнителей;
8) контроль исполнения бюджета.
Важно отметить, что бюджетирование неэффективно в компаниях, если:
1) все стратегические и оперативные решения принимает первое лицо компании, отсутствует реальное делегирование полномочий;
2) руководитель не участвует в процедурах бюджетирования и не считает их своим инструментом планирования и контроля;
3) у компании отсутствуют формализованные цели развития.
Задания к главе 16
Контрольные вопросы:
Дайте определение финансового планирования, сформулируйте его отличительные черты.
Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.
Дайте определение финансового прогнозирования, охарактеризуйте его значение.
Дайте характеристику этапов и методов финансового планирования.
Перечислите специфические методы финансового прогнозирования.
Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составляемых на общегосударственном и территориальном уровнях, охарактеризуйте их назначение.
Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.
Перечислите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, сформулируйте их особенности.
Задания для самостоятельной работы:
1) Сформулируйте отличия перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана и бюджета (федерального, регионального, местного).
2) Дайте сравнительную характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и некоммерческими организациями; объясните, чем обусловлены существующие различия.