Страховая выплата - это денежная сумма, установленная законом и (или) условиями договора, которую страховщик обязан выплатить при наступлении страхового случая.
ПАО САК «Энергогарант» осуществляет страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Страховая выплата по ОСАГО - это компенсация, которую компания обязана выплатить за виновника ДТП потерпевшим в счет возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в результате автомобильной аварии.
При наступлении страхового случая в результате ДТП клиент должен написать заявление с указанием всех условий происшествия (приложение 2).
Представитель страховой компании (эксперт) по результатам осмотра автомобиля составляет акт (приложение 3).
Получить страховку могут только лица, признанные потерпевшими при наступлении страхового случая, а при их гибели - лица, которые оплачивали похороны, иждивенцы, наследники и другие категории, предусмотренные законом. Наследники страхователя могут получить возмещение на общих основаниях. Однако если в страховом договоре обозначен конкретный правонаследник, то он один получит все деньги. В случае смерти застрахованного ежемесячные выплаты перечисляются следующим гражданам:
|
|
- несовершеннолетним - до достижения возраста 18 лет;
- лицам старше 18 лет, если они обучаются по очной форме - до получения диплома, но не более чем до 23 лет;
- женщинам от 55 лет и мужчинам от 60 лет - пожизненно;
- инвалидам - на период инвалидности; одному из родителей, супругу или иному члену семьи, неработающему ввиду ухода за находившимися на иждивении умершего детьми, внуками, братьями и сестрами - до достижения ими 14-летнего возраста либо изменения состояния здоровья.
Сумма компенсации определяется размером полученного потерпевшим вреда, но она не может быть выше той, что установлена в договоре как максимальная.
При уничтожении застрахованного имущества размер ущерба будет складываться согласно установленной формуле. Из стоимости поврежденной вещи вычитают сумму износа на дату происшествия и сумму остатков, пригодных для реализации в будущем.
При повреждении застрахованных вещей ущерб будет равен затратам на их восстановление.
В случае временной неработоспособности из-за наступления страхового случая сумма компенсации составляет 0,2% от указанной в договоре за каждые сутки, но не больше 50%. Выплаты осуществляются ежемесячно.
В случае получения инвалидности:
I группа - 100% от суммы страхового договора;
II группа - 75%;
III группа - 50%.
В случае смерти потерпевшего выплачивают максимально возможную выплату, установленную условиями страхового соглашения.
|
|
Сумма компенсации определяется по-разному для каждой группы страховых случаев. К примеру, при нанесении ущерба имуществу застрахованного она рассчитывается так:
- поврежден багаж - 600 рублей на каждый кг багажа;
- повреждена мелкая кладь - 11 000 рублей;
- повреждено имущество большего размера, то сумма возмещения должна полностью покрыть причиненный ущерб, но не более чем прописано в договоре;
- если в условиях страхового соглашения есть франшиза, компенсация снижается на эту сумму.
Если причинен вред здоровью потерпевшего, то размер возмещения исчисляется так: установленный законом норматив выплат умножают на указанную в договоре сумму.
Если нанесенный вред оказался серьезнее установленного, либо самочувствие потерпевшего впоследствии ухудшилось, он может запросить сумму, превышающую максимальный лимит. В случае смерти застрахованного выплачивается полная сумма по договору, но не меньше 2,025 млн. рублей.
Алгоритм выплаты возмещения следующий:
- компенсация на похороны (не более 25 000 рублей) выдается лицам, взявшим на себя эти расходы;
- остаток делится между выгодоприобретателями поровну.
Срок выплат Сроки выплаты страхового возмещения составляют:
- 20 календарных дней - по ОСАГО;
- 30 календарных дней, если причинен вред здоровью или имуществу застрахованного;
- 60 календарных дней, если страхователь умер.
Если страховщик не соблюдает сроки, с него можно потребовать неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый пропущенный день от установленной суммы.
Причины отказа в страховой выплате. Страховая компания имеет законное право отказать в выплате возмещения в следующих ситуациях:
- страховое событие произошло вследствие противоправных действий застрахованного;
- страхователь отказался от своих претензий к лицу, которое нанесло ему вред, либо в результате действий которого произошел страховой случай;
- застрахованный не уведомил уполномоченные органы о случившемся в установленный срок;
- страхователь не предпринял возможных мер для снижения размера наносимого вреда;
- страховой случай наступил из-за ядерного взрыва, радиации, военных действий, народных волнений; имущество было конфисковано или арестовано.
Если вы получили меньше, чем рассчитывали, у вас есть 2 варианта действий:
- потребовать у страховщика перерасчета суммы компенсации;
- обратиться к независимому эксперту-оценщику и с полученным от него заключением посетить страховую организацию с требованием о доплате.
Претензия составляется в письменной форме.
В тексте документа должна содержаться следующая информация:
- наименование страховой организации;
- данные заявителя (ФИО, адрес, номер телефона);
- основания для подачи претензии (ссылки на нормативно-правовые акты);
- требования к страховщику;
- банковские реквизиты получателя выплаты; подпись заявителя и дата.
В случае, если попытка урегулировать вопрос мирно не увенчалась успехом, необходимо обращаться в суд. Исковое заявление о доплате страхового возмещения оформляется согласно ст. 131 и 132 ГПК РФ и подается в мировой (при сумме менее 50 000 рублей) или в районный суд (при сумме более 50 000 рублей).
Помимо основной претензии, истец может заявить дополнительные требования, например, о возмещении затрат на услуги юриста. Возможно, в ходе судебного разбирательства сторонам удастся прийти к компромиссу. В подобной ситуации между истцом и ответчиком составляется мировое соглашение. Документ утверждается судьей. Если сторона не исполняет его условия, мировое соглашение предъявляют в суд и получают исполнительный документ.
|
|
В случае, если страховая компания произвела выплаты в максимально возможном объеме, а ущерб, полученный пострадавшим, так и остался не покрыт полностью, недостающую часть можно потребовать с виновника происшествия. Иногда получается уладить спор мирно и получить причитающиеся деньги в досудебном порядке. Однако такие случаи крайне редки - в основном виновные в аварии лица не идут на контакт и отказываются возмещать причиненный вред добровольно. Тогда у потерпевшей стороны остается единственный возможный выход - взыскание через суд. Добиться полного возмещения ущерба возможно, если своевременно обратиться за помощью к грамотному юристу. При профессиональном подходе можно не только полностью возместить расходы на восстановление имущества и здоровья, но и окупить юридические услуги, а также все сопутствующие затраты.
Существует четыре способа возмещения ущерба: денежное, ремонт, замена, восстановление. Текст договора страхования обычно предоставляет страховщику право выбора той или иной формы возмещения ущерба. Чаще всего используется денежная форма возмещения. Но иногда для страховых компаний выгодны «натуральные» формы возмещения ущерба, например при страховании автомобилей или недвижимости.
Для получения страхового возмещения клиент должен заявить свою претензию по страховому случаю в установленный срок и по установленной форме. Соблюдение срока очень важно в имущественном страховании, так как при запаздывании очень трудно определить первоначальные размеры ущерба. На страхователе лежит бремя доказательства величины понесенного ущерба. В коммерческом страховании на большие суммы проводится экспертиза ущерба.
При урегулировании ущерба страховщик должен убедиться в том, что:
- претензия относится ко времени страхового покрытия, т. е. страховой полис действовал на момент страхового случая;
- заявитель претензии является действительным страхователем, что далеко не всегда очевидно, особенно при страховании грузов, которые могут быть проданы новому владельцу по пути следования;
|
|
- событие застраховано по договору, так как каждый договор покрывает не все, а лишь определенные опасности;
- страхователь предпринял все разумные меры для уменьшения ущерба и в страховом случае нет преднамеренности;
- все дополнительные условия договора были выполнены, например, по установке сигнализации;
- никакое из исключений из страхового покрытия, установленных договором, не применимо к данному страховому случаю;
- стоимость, приписываемая убытку, является правдоподобной.
Оплачиваемая по претензии сумма возмещения зависит от следующих факторов:
- характера страхового покрытия;
- адекватности страхового покрытия;
- ограничения выплачиваемой суммы.
В страховании ответственности руководителей в договоре страхования устанавливается предельная сумма страховых выплат третьим лицам, называемая лимитом ответственности.
Договором страхования могут устанавливаться:
- совокупный лимит ответственности по всем страховым случаям;
- общий лимит ответственности за причинение вреда личности и имуществу третьего лица;
- отдельные лимиты по каждому страховому случаю и т.д.
Страховое возмещение не может превышать установленного в договоре лимита ответственности, а также размера прямого ущерба, причиненного третьим лицам.
Страховые выплаты
В соответствии с Законом №225-ФЗ от 27 июля 2010 года страховым случаем признается причинение вреда потерпевшим* вследствие аварии** на опасном объекте, произошедшей в период действия договора обязательного страхования.
Право на страховое возмещение имеют как физические лица (включая работников страхователя, жизни/здоровью/имуществу которых, в том числе с нарушением условий их жизнедеятельности причинён вред в результате аварии), так и юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии. В соответствии со страховыми выплатами существует РЕСО Гарантия, которую можно посмотреть на ст.38 приложение №2.
Лимит ответственности может быть не указан в договоре и ущерб в таких случаях возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством о полном возмещении нанесенных убытков.
В зависимости от категорий страховых случаев применяются различные схемы определения страхового возмещения.
Существуют следующие категории случаев:
- страховой случай с материальным первичным ущербом;
- страховой случай, повлекший личностный ущерб, т.е. вред жизни и здоровью третьего лица;
- страховой случай с материальным первичным и сопутствующим ущербами, а также с личностным ущербом.
В зависимости от категорий страховых случаев размер страхового возмещения включает в себя сопутствующие расходы, материальный прямой ущерб и косвенные убытки.
В реальных договорах применяют различные оговорки, дополнения в договоре, возлагающие какие-либо расходы или возмещение ущерба на самого страхователя.
Страховое возмещение устанавливается на основании заявления страхователя, страхового полиса, решения суда, вступившего в законную силу; по претензии или исковому требованию, предъявленному страхователю; уведомления, направленного страховщику, а также других документов, описывающих причины и обстоятельства наступления страховых случаев по требованию страховщика.
На практике в зависимости от гражданско-правовых норм, действующих в стране, применяются различные системы страхового возмещения:
1. Система лимитного ограничения.
Лимит ответственности устанавливается сторонами при заключении договора страхования с учетом предполагаемой величины ущерба, финансовых возможностей страхователя и показателей устойчивости страховых операций.
Страховое расчетное возмещение соответствует сумме нанесенного ущерба, но в пределах лимита ответственности, установленного в договоре.
Существует два варианта расчета:
- страховое расчетное возмещение равно лимиту ответственности, если сумма ущерба больше или равна лимиту ответственности (СВрас = ЛО, если СУ? ЛО);
- страховое расчетное возмещение равно сумме ущерба, если сумма ущерба меньше лимита ответственности (СВрас = СУ, если СУ < ЛО).
Фактический размер страхового возмещения зависит от безусловной франшизы, которая отстраняет мелкие выплаты и сокращает распыление средств страхового фонда страховщика:
СВфакт = СВрас - БФ.
страхование возмещение риск полис
В первом разница между сумой ущерба и страховой выплатой взыскивается со страхователя в порядке гражданско-правового иска. Данная система возмещения действует во многих странах, а также и в Российской Федерации.
2. Система регресса.
Эта система более прогрессивная, чем предыдущая. Она основана на принципе полного возмещения ущерба страховщиком за счет введения порядка регресса во взаимоотношении участников страхования. В соответствии с ним страховщик возмещает третьему лицу полную сумму ущерба вне зависимости от лимита ответственности. Разница между страховым возмещением и лимитом (при СУ > ЛО) взыскивается со страхователя в порядке регресса, который представляет собой обратное требование о возврате уплаченной суммы, предъявляемое одним лицом к другому обязанному лицу.
Страховое возмещение расчетное и фактическое соответствуют сумме ущерба (или за вычетом безусловной франшизы):
СВРа = СУ,
СВфакт = СУ, или СВфакт = СУ - БФ,
где СУ - сумма ущерба в зависимости от вида страхования, категорий страхового случая и его последствий. Ущерб может быть:
- первичным имущественным;
- сопутствующим (дополнительным);
- вторичным (косвенным).
Сумма, предъявляемая страхователю для возврата страховщику в порядке регресса, рассчитывается по формуле:
РС = СВфакт - ЛО.
При наличии в договоре безусловной франшизы регрессная сумма рассчитывается по формуле:
РС = СВфакт - ЛО - БФ.
Регрессная сумма- это своего рода кредит, предоставляемый страхователю на определенный срок. По условиям договора страхования предусматриваются разные сроки возврата должником-страхователем регрессные суммы. Поэтому такая отсрочка уплаты долга характеризуется как дополнительная финансовая услуга страхователю, и в связи с этим на регрессную сумму начисляются проценты.
Отсрочка уплаты регрессной суммы отражает защиту финансовых интересов страхователя за счет постепенного возврата и снижения нагрузки на его бюджет.
3. Система полного возмещения ущерба.
Данная система применяется в некоторых развитых странах. Сущность ее выражается в том, что в договоре страхования отсутствует лимит ответственности и при наступлении страхового случая возмещению подлежит вся сумма первичного ущерба, причиненного третьему лицу. Выгодность данной системы для страхователя выражается в различных показателях, но распространение она имеет на определенные виды страхования по усмотрению страховщика. В договоре страхования используется только условная франшиза в принудительной и добровольной формах.
Страховое возмещение фактическое соответствует сумме нанесенного первичного ущерба:
СВрас = СУпер,
где СУпер? УФ.
Страховая премия значительно выше по сравнению с другими системами возмещения.