Проф. Самосознание студентов

Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.

Бокенчина М.К. изучала динамику профессионального самосознания студентов в процессе обучения. Она выстроила общую тенденцию в понимании изменений в профессиональном самосознании, в частности, такого компонента как самооценка студентов в процессе обучения. Ею были выделены следующие особенности. На первом курсе студенты адаптируются к условиям вузовского обучения. В этом процессе особую роль играют новая обстановка, новые знакомые, ощущение кардинальных изменений, связанных с поступлением в вуз. В этот период студент полон энтузиазма, оценка собственных возможностей в будущей профессиональной деятельности завышена и неадекватна. Этот период характеризуется как «парад масок», когда люди демонстрируют свою персональную исключительность, показывают лучшие стороны своей личности и стараются скрыть свои недостатки. Второй курс – период напряженной учебной деятельности, адаптация завершается, формируются широкие потребности и культурные запросы. Студент сталкивается с наличием профессиональных ценностей и осознает их как нормы, стремится соответствовать им. Складывается образ профессионального Я, в котором доминируют принятые в обществе и профессиональной среде взгляды и оценочные суждения. В этом периоде студент осознает то, как он далек от позиции настоящего профессионала своего дела. М.К.Бокенчина подчеркивает, что в психологическом плане это может выражаться в низком самоотношении, внутреннем эмоциональном дискомфорте. Также отмечается значительный разрыв между актуальной и идеальной профессиональными самооценками.Исследование Бокенчиной М.К. показало, что конец второго курса характеризуется внутренним кризисом, т.е. кризисом неуверенности в целях и смысле обучения, в собственных профессиональных способностях, это есть «кризис середины обучения». На третьем курсе происходит резкое изменение в профессиональном становлении студента. Это связано, по мнению автора, с потребностями в самоутверждении, и в поиске индивидуального стиля профессиональной деятельности. Возрастает устойчивость самооценки, зависимость ее от формирующегося профессионального Я. Пробуждается интерес к научной работе. Именно поэтому в этот период рекомендуется привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности, практической работе на производстве по профессии, профессиональный индивидуальный труд во внеучебное время. На четвертом курсе студенты начинают адекватно оценивать свои возможности. Студент уже ориентируется не на личностные особенности, а на профессиональную деятельность и свое место в ней. Т.е. в середине обучения проявляется ценностно-смысловой кризис, а на последнем курсе операциональный кризис.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Структурными составляющими технологии обучения как системы являются: Цели обучения. 2.Содержание обучения. 3. Методы обучения. 4. Средства педагогического взаимодействия. 5.Формы организации обучения.6.Результаты деятельности.

Существующие в настоящее время технологии отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения.  Так, существует группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала. В модульно-рейтинговой технологии основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях дифференцированного обучения  и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В технологиях развивающего обучения отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.. Важным при этом является мотивационный этап. К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии. Их основная идея состоит в опоре на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать, прежде всего, сензитивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения. На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: