В зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер) выделяются и классифицируются следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений, навыков - ЗУНов); операциональные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН); технологии саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей - РТС).
По характеру содержания образования технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические.
Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько): - педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся); -циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем); - рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное); -ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).
|
|
По стилю управления педагогические технологии делятся на:
-авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); - дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); -личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
Использование педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.
Инновационная педагогическая технология — это проект определенной педагогической деятельности, последовательно реализуемой на практике, главным показателем которой является прогрессивное начало по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
В настоящее время достаточно актуальными являются следующие инновационные методы обучения в вузах:
– применение компьютерных технологий в процессе чтения лекций и проведения практических занятий; – использование интерактивного обучения; – проектная деятельность; – проведение тренинговых практических занятий; – моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; – игровое имитационное моделирование; – использование здоровье сберегающих технологий обучения; – применение телекоммуникационных технологий.