Упражнение №3 «Кто я как родитель?»
Цель: формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско - родительских отношений.
Участники: родители
Процедура проведения:
Дискуссия, вопросы:
• Нравится ли Вам быть родителем?
• Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле?
• Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему?
• Как хорошо Вы знаете своего ребенка? По каким критериям Вы делаете подобный вывод?
• Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?
• Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу?
• Что для этого надо?
• Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть?
• Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу?
• Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете?
Упражнение №4 «Что я знаю о своем ребенке?».
Цель: Саморефлексия. Формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка
|
|
Участники: родители
Процедура проведения:
• Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 - ярко проявляется, 5 - средняя степень проявления, 1 - проявляется иногда). • Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0). • Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.
Упражнение №5 «Безусловная любовь»
Цель: Формирование эмоциональной привязанности к ребенку
Участники: родители
Процедура проведения:
Участнику предлагается придумать 5-10 фраз выражающих любовь к ребенку. Например: «Я люблю тебя, потому что ты моя кровинка», «Ты нужна мне всегда и т.д.». Когда фразы составлены, необходимо оценит когда и сколько раз в день должен их произносить.
Упражнение № 6 “Спасибо и извини ”
Цель: Формирование благоприятного психологического климата в семье. Формирование чувства любви, эмпатии, уважения.
Участники: родители и их дети от 5 лет
Процедура проведения:
Все участники каждому из членов семьи говорят фразу «Спасибо тебе за то, что….!!!» можно проделать несколько кругов. После чего точно так же фразу «Извини меня за то, что…!!!» В заключение все обнимаются, показывая, как все друг друга любят.
Обсуждается вопрос, что было легче говорить спасибо или извиняться, самому говорить или принимать высказанное. Как часто в повседневной жизни члены семьи друг перед другом извиняются и говорят спасибо. И как часто следовало бы это делать.
|
|
Упражнение №7 “Похвалилки”
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.
Участники: родители
Процедура проведения:
Родитель рассказывает своему ребенку (можно даже в его отсутствие, как однажды он (ребенок) здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: “Однажды мой ребенок…” В заключение подводится итог: — Легко ли было хвалить? — Часто ли вы хвалите своих детей? — Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения?
Упражнение №8 «Наш распорядок дня»
Цель: Формирование осознанного родительства
Участники: родители
Процедура проведения:
Предлагается родителю составить детальный план дня.
Время | Действие | Один или совместно с ребенком |
После чего предлагается оценить сколько времени родитель в сутки уделяет ребенку.
Упражнение №9 «Идеальная семья»
Цели:
· стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений;
· адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям.
Участники: родители и их дети от 9 лет
Процедура проведения:
Обсуждаются вопросы: Как члены семьи представляют идеальную семью? Что в ней делают родители? Какое у детей представление о «правильном» воспитании детей, о «хороших» детях, как они представляют себе, чего ожидают от них родители? И наоборот что ждут родители от детей? Можно ли назвать мою семью идеальной? Чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой
Упражнение №10 «Письмо»
Цель: Формирование осознанного родительства
Участники: родители, дети или сразу и родители и дети. Дети от 9 лет. Можно проводить как индивидуально так и в паре.
Написание письма ребенку (рассказ о себе, что хорошего и ценного она может дать как мать, какие испытывает чувства по отношению к нему, его место в семье и ее жизни)
И наоборот, ребенок пишет письмо родителям (рассказ о себе, что хорошего и ценного он может дать как сын (дочь), какие испытывает чувства по отношению к родителям, его место в семье и ее жизни)
Если работа в паре, то после того как письма написаны полезно обменяться письмами, для самостоятельного ознакомления. Анализ в слух проводить только если этого захотят участники
Упражнение №11 «Моя семья»
Цель: выявление, осознание и проработка трудновербализуемых проблем.
Участники: родители, дети или сразу и родители и дети. Дети от 7 лет.
Арт – терапевтическая технология.
Техника проективного рисунка: Рисунок на заданную тему.
Процедура проведения:
Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания - счастливое и несчастливое. Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри семьи.
Обсуждение вопросов: Почему возникли именно эти воспоминания? Повлияли ли оба события на взаимоотношение родителей с детьми? Как восприняли дети эти события? Что нужно делать, чтобы любое события в семье способствовали ее сплочению и улучшению взаимоотношений между родителями и детьми
Упражнение №12 «Здорово, что мы вместе…»
Цель:
· способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
Участники: родители и их дети от 7 лет
Процедура проведения:
Каждый из участников тренинга составляет 5 предложений, адресованных своему родителю или ребенку, которые начинаются словами: «Здорово, что мы вместе…». Далее каждый озвучивает на группу то, что он написал. По завершении упражнения следует уточнить, насколько легко было выполнить задание; чувства, возникающие во время выполнения упражнения.