Цель: восприятие и познание мира глазами ребенка, актуализация состояния «Я»-ребенок (Э. Берн), развитие эмпатических способностей со своим ребенком.
Участники: родители
Процедура проведения:
Инструкция: один из супругов (родитель) присаживается на корточки, т. е. имитируют примерный рост ребенка, и с позиции роста ребенка, его взгляда на окружающий мир, рас-сказывают о своих впечатлениях об окружающем, описывает возникающий образ мира. Ведущий задает ситуации: выходной день в семейном кругу, получил двойку, не прибрал игрушки, не хочет есть кашу и т. п.
Важно почувствовать позицию ребенка, суметь отойти от взглядов взрослого-критика, скептика.
Обсуждение упражнения по схеме:
— легко ли было занять позицию ребенка;
— какие чувства, ощущения вызвало упражнение;
— что дало выполнение упражнения;
— в чем заключается различие позиций взрослого и ребенка;
— в каком случае происходит вмешательство в личность ребенка;
— каковы допустимые пределы вмешательства.
Упражнение №14 «Письмо дочери…»
|
|
Цель:
· побудить участников группы к дискуссии об адекватном и объективном отношении к проблемам.
Участники: родители детей подростков от 13 лет.
Процедура проведения:
15-летней дочки не было дома. Женщина заглянула в ее комнату и с замиранием сердца заметила письмо, оставленное дочкой на столе и адресованное ей. Трясущимися руками женщина взяла письмо и прочитала следующее:
«Дорогая мамочка! Прости меня, пожалуйста, но я решила уехать к моему новому бойфренду. Я его очень люблю. Он – великолепен со всеми своими татуировками и пирсингом. А какой у него мотоцикл! Но это еще не самое главное – дело в том, что я беременна. Ахмед сказал, что мы будем очень счастливы в его трейлере. Трейлер поставлен в лесу. Там очень красиво. Ахмед хочет иметь много детей, а это и моя мечта. Я многое узнала от Ахмеда. Кстати, марихуана – совсем безвредная трава. Мы будем ее выращивать во дворе нашего трейлера для нас и наших друзей, а они будут взамен угощать нас кокаином и экстази. Пока же молись вместе с нами, чтобы ученые побыстрее нашли лекарство от СПИДа, чтобы Ахмед смог почувствовать себя лучше. Он этого заслуживает. Мамочка! Пожалуйста, не волнуйся за меня! Мне уже 15 лет, и я могу сама о себе позаботиться. Когда-нибудь я приду к тебе в гости, чтобы ты увидела своих внуков.
Твоя любимая дочь…»
Обсудить с родителями следующие вопросы:
- Как вы можете прокомментировать это письмо?
- Что в подтексте письма? Что послужило причиной обращения девушки к матери?
- Как, по-вашему, относится к матери девушка – подросток?
Только получив от родителей ответы на поставленные вопросы, дочитывается финал письма:
|
|
P.S. Мам! Я написала неправду! На самом деле я в гостях у соседей. Я просто хочу сказать тебе, что в жизни могут случиться куда более неприятные вещи, чем рапорт о моих оценках, который находится в верхнем ящике моего стола!.. Я тебя очень люблю!»
Раздел 2. Понимание
Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье как родителя так и ребенка.
Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.
Упражнение №1 «Отношение к проблеме».
Цель:
· побудить участников к осознанию различий в позициях и взглядах на одну и ту же проблему.
Участники: родители и их дети от 12 лет
Процедура проведения:
Работа осуществляется в парах родитель – ребенок:
2. пара выбирает проблему, наиболее часто возникающую в жизни;
3. затем взрослый и ребенок стараются представить ее, как катастрофу;
4. далее они представляют данную проблему как нечто незначительное.
По окончании выполнения задания происходит обсуждение, и делаются выводы.
Упражнение №2 «Саботажники общения».
Цель: развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.
Участники: родители
Процедура проведения:
Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их. • «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя: в темной комнате одного» - Угроза. • «Быстро домой!»,, «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы. *«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты. неряха» - Негативная критика.
* «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» -Оскорбительные прозвища. * «Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова-«должники».