Тема: Методы принятия управленческих решений
План:
Вопросы для самостоятельного изучения (конспект):
1. Административные методы
2. Экономические методы
3. Социально-психологические методы
Практические задания:
1. Решить ситуации
2. Выполнить тестовые задания
Административные методы
Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Различают три группы методов управления персоналом: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута».
Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
|
|
Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее:
качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);
эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта);
|
|
трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);
финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка);
нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);
организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).
Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.
Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения. или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.
Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ — это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение — это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
Экономические методы
Экономические методы управления используют экономические и материальные интересы персонала и известны как «методы пряника». Основными элементами таких методов являются:
- прогнозирование и планирование;
- коммерческий и внутрифирменный хозяйственный расчет;
- учет и анализ производственно-хозяйственной деятельности;
|
|
- экономическое и материальное стимулирование и ответственность.
Инструментом прогнозирования и планирования в организации являются разработанные на основе данных маркетингового исследования взаимосвязанные долгосрочные и краткосрочные прогнозы и бизнес-планы экономического и социального развития организации.
Коммерческий расчет как метод хозяйствования определяется законом стоимости и направлен на то, чтобы организация покрывала свои расходы доходами, давала прибыль и работала рентабельно, развивая производство на основе самофинансирования и самоокупаемости. Применение данного метода предполагает расширение самостоятельности организаций в производстве и реализации продукции, а также в распоряжении основным и оборотным капиталом.
Внутрифирменный (внутрихозяйственный) расчет заключается в планировании каждым подразделением организации таких хозрасчетных показателей, которые обеспечивают достижение цели организации, в учете и анализе степени их выполнения, материальном и моральном стимулировании персонала за успешную работу или применение хозрасчетных санкций за допущенный ущерб.
Экономическое стимулирование предполагает усиление материальной заинтересованности коллективов в более эффективной работе с помощью цен, кредитов, образования фондов экономического стимулирования, участия в прибыли и капитале и т.д.
Материальное стимулирование работников осуществляется с помощью входящих в состав заработной платы доплат, надбавок, премий и вознаграждений, а также разных социальных выплат. Стимулирование работников усиливается с помощью системы коллективной и индивидуальной материальной ответственности работников за допущенные недостатки в работе. Важным условием эффективности системы ответственности является доведение коллективной ответственности до персональной.