Административные методы

Тема: Методы принятия управленческих решений

План:

Вопросы для самостоятельного изучения (конспект):

1. Административные методы

2.  Экономические методы

3.  Социально-психологические методы

Практические задания:

1. Решить ситуации

2. Выполнить тестовые задания

Административные методы

Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществле­ния координации их деятельности в процессе функциониро­вания организации.

Различают три группы методов управления персоналом: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.

Административные методы базируются на власти, дисцип­лине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута».

Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осоз­нанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает пря­мой характер воздействия: любой регламентирующий и адми­нистративный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие пра­вовым нормам, действующим на определенном уровне уп­равления, а также актам и распоряжениям вышестоящих ор­ганов управления.

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядитель­ного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организаци­онное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем дол­жен заниматься работник управления, и представлено поло­жениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность под­разделений и служб организации и их руководителей. На ос­нове положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты дея­тельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее:

качественно-техниче­ские нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);

эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы плано­во-предупредительного ремонта);

трудовые нормативы (раз­ряды, ставки, шкалы премирования);

финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд бан­ка);

нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюд­жетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);

 организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.

Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения. или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решени­ям. Приказы издаются линейным руководителем организации.

Распоряжения и указания издаются руководителем произ­водственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ — это письменное или устное требование руководителя решить оп­ределенную задачу или выполнить определенное задание. Рас­поряжение — это письменное или устное требование к подчи­ненным решить отдельные вопросы, связанные с поставлен­ной задачей.

Распорядительное воздействие чаще, чем организацион­ное, требует контроля и проверки исполнения, которые дол­жны быть четко организованы. С этой целью оно устанавли­вает единый порядок учета, регистрации и контроля за вы­полнением приказов, распоряжений и указаний.

Экономические методы

Экономические методы управления используют экономи­ческие и материальные интересы персонала и известны как «методы пряника». Основными элементами таких методов являются:

- прогнозирование и планирование;

- коммерческий и внутрифирменный хозяйственный расчет;

- учет и анализ производственно-хозяйственной деятель­ности;

- экономическое и материальное стимулирование и от­ветственность.

Инструментом прогнозирования и планирования в организа­ции являются разработанные на основе данных маркетинго­вого исследования взаимосвязанные долгосрочные и краткос­рочные прогнозы и бизнес-планы экономического и соци­ального развития организации.

Коммерческий расчет как метод хозяйствования опреде­ляется законом стоимости и направлен на то, чтобы органи­зация покрывала свои расходы доходами, давала прибыль и работала рентабельно, развивая производство на основе самофинансирования и самоокупаемости. Применение дан­ного метода предполагает расширение самостоятельности орга­низаций в производстве и реализации продукции, а также в распоряжении основным и оборотным капиталом.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный) расчет заключа­ется в планировании каждым подразделением организации таких хозрасчетных показателей, которые обеспечивают дос­тижение цели организации, в учете и анализе степени их выполнения, материальном и моральном стимулировании персонала за успешную работу или применение хозрасчетных санкций за допущенный ущерб.

Экономическое стимулирование предполагает усиление ма­териальной заинтересованности коллективов в более эффек­тивной работе с помощью цен, кредитов, образования фон­дов экономического стимулирования, участия в прибыли и капитале и т.д.

Материальное стимулирование работников осуществляет­ся с помощью входящих в состав заработной платы доплат, надбавок, премий и вознаграждений, а также разных соци­альных выплат. Стимулирование работников усиливается с помощью системы коллективной и индивидуальной матери­альной ответственности работников за допущенные недостатки в работе. Важным условием эффективности системы ответ­ственности является доведение коллективной ответственнос­ти до персональной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: