Классификация государственных функций

     Возвращаясь к темам эволюции и классификации государственных функций, выделим то, что у разных исторических видов и типов государств функции могут быть предельно непохожими, далёкими друг от друга. Да, между ними сохраняется некоторая историческая преемственность, и только на основе этих типологических черт мы и можем классифицировать самые разнообразные государственные функции по ряду общих признаков.

     Решающее влияние на функции государства оказывает сама его сущность. Несмотря на некоторую противоречивость данного понятия, сущность государства имеет биполярное устройство, она двойственна: с одной стороны, она общесоциальна, с другой – она классовая, и в этой связи подвержена определённым изменениям, связанным с развитием самих этих классов (и других общественных слоёв).

     И если общесоциальное начало обусловливается потребностями целого общества в его идеальном, коллективном представлении, то классовое – его противоречиями, связанными с определённым внутренне-социальным неравенством.

     Советское время отличалось излишним преувеличением роли классового начала. Существовали утверждения, будто все функции государства порождены именно классовой противоречивостью, что нет и не может быть внеклассовых, надклассовых функций. Это в определённой степени искажённое представление о взаимодействии государства и общества. В действительности же любое общество, даже самым грубым и явным образом разделённое на классы, представляется нам хоть и противоречивым, но всё же единым организмом, и в силу своей живой, человеческой природы имеющим некую целостность и единство. Классы и слои населения не только взаимодействуют и сосуществуют, но и состоят из людей, имеющих одинаковые биологические и социальные потребности – они могут по-разному выражаться и реализовываться, но «корень проблем» всегда будет находиться в психологическом устройстве человека, в очень слабой степени определяемым его классовым, этническим, социальным или каким-либо другим происхождением.

     Государство является формой организации общества именно как целостного, единого организма, и просто неспособно не выполнять и не реализовывать общие потребности в силу своей инертности и определённой грубости – государство «не работает» с каждым своим гражданином отдельно, оно по своей природе вынуждено оперировать на гораздо более высоком организационном уровне, высшим проявлением которого и является общество в своём естественном выражении – как неразрывная и целостная общность людей, составляющих то или иное государство.

     Классовые функции государства действительно порождаются некоторой классовой борьбой. Научная мысль на протяжении многих веков подчёркивала наличие именно классовых функций у всех, даже самых демократичных и социально гибких государств мира.

     Классовое общество, в котором классы и другие слови враждебно настроены против друг друга и явно отмечается их противостояние (в первую очередь экономическое); общество, в котором непримиримы коренные интересы классов; в таком обществе государство вырождается в политическую организацию экономически господствующих классов, и обслуживает первостепенно именно их интересы. Одна из господствующих функций в таких государствах – подавление восстаний эксплуатируемого класса (или классов) путём грубейшего использования полицейских, т.н. «карательных» органов, и в том числе различных военных структур.

     В 20 веке в классовом устройстве общества произошли наиболее значительные изменения за всю историю, а также возник «средний класс» – мощнейший фактор общественной стабилизации. Это существенно и незамедлительно отразилось на функциональном устройстве государств, в которых произошли подобные общественные пертурбации: функции, сущность которых определяется классовыми противоречиями, отошли «назад», изменились и методы, формы их осуществления. Иначе говоря, в новых условиях классовые функции пережили определённый кризис.

     Некоторые исследователи данного вопроса называют классовые функции государства политическими, и имеют на это все основания. И действительно, межнациональные и межклассовые отношения и образуют политическую сферу общества, а основной целью их урегулирования является утверждение в обществе необходимой общественной и политической стабильности.

     Тем временем, мы подошли к одной из важных классификаций функций государства – по их генезису (возникновению). Первоначально их классифицируют следующим образом:

· на функции, связанные с различными классовыми противоречиями (к примеру, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и проч.);

· на функции, связанные с общественными потребностями в целом (т.н. «функции общих дел» – экономические, экологические и проч.).

     Существуют и другие способы классификации функций государства. Возьмём широко распространённую классификацию по направленности функций, делящую все государственные функции на внутренние и внешние:

· внутренние функции связаны с решением внутренних, «локальных» задач страны, отражают степень активности взаимодействия государства и общества;

· внешние функции служат установлению и поддержанию взаимовыгодных и здоровых отношений с другими государствами и мировым политическим сообществом в целом.

     Современные реалии не позволяют провести чёткую линию между двумя этими видами государственных функций ввиду различных глобализационных процессов. На сегодняшний момент внутренние и внешние функции отличаются от аналогичных функций в историческом прошлом большей созависимостью и возросшей степенью взаимопроникновения.

     Функции государства можно классифицировать и по некоторым другим основаниям. По времени действия их подразделяют на постоянные, реализуемые государством на всех этапах его жизни (к ним относится, к примеру, охрана правопорядка, насчитывающая огромную историю), и временные. К последней категории можно отнести различные информационные функции, зародившиеся в 20-м столетии и активно развивающиеся сегодня (информирование граждан с помощью теле- и радиокоммуникаций, сегодня – в том числе с помощью сети Интернет). Помимо этой классификации, существует деление государственных функций на основные и неосновные. Далее пойдёт речь только об основных, основополагающих функциях государства. Для этого вернёмся к наиболее распространённой классификации – по функциональной направленности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: