Тринадцатое апреля
Классная работа
Сложные предложения с разными видами связи (СП РВС)
Словарная работа
Обр-зование, (к)стати, комп-ютер, рас-ёт, коне-но, инт-л-игентность, нравствен-ость, ответствен-ость, соз-датель, ран-ий, юн-ость, з-ря, б-гровый, ветрен-ый, мар-во, г-ризонт, бе-конечный, журавлин-ый, со-нце, утрен-ий, ф-олетовый, с-реневый, ра-цветёт, ш-пот, г-рячий, серебрян-ый, ч-дес-ный, нравствен-ость, вряд(ли), чес-ность, оск-рбление, собствен-ое досто-нство, изв-нит-ся, (на)оборот, истин-ый, (не)покол-бимый.
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.
Уже давно село солнце но лес еще не успел стихнуть горлинки журчали вблизи кукушка куковала в отдаленье.
- Из скольких частей состоит это сложное предложение?
- Какой связью соединены 1 и 2 часть?(сочинительной)
- Какой связью соединены 2 и 3, 3 и 4 часть?(бессоюзной)
| |||
| |||
|
|
|
|
горлинкижурчали вблизи, кукушкакуковала в отдаленье.
- Какое это предложение?
Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Упражнение
Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, вместо цифр, где необходимо, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы данных предложений.
Печален я (1) со мною друга нет(2) с кем долгую запил бы я разлуку(3) кому бы мог пожать от сердца руку и(4) пожелать весёлых много лет.
2. Солнце закатилось (1) и ночь последовала за днем без промежутка (2) как это обыкновенно бывает на юге.
С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем (1) и так продолжалось часа два (2) потом иней исчез.
4. В саду росли одни только дубы (1) они стали распускаться только недавно (2) так что теперь сквозь молодую листву(3) виден был весь сад с его эстрадой (4) столиками и качелями.
5. К огда всадники подъехали (1) и спешились (2) то увидели (3) что мост снесло наводнением.
Проверь себя:
1. 1, 2, 3. [ ]: [ сущ ], (кому…). СП РВС (с бессоюзной и подчинительной)
2. 1, 2. [ ], и [ ], (как…). СП РВС (с сочинительной и подчинительной)
|
|
3. 1, 2, 3. [ ], и [ ], [ ]. СП РВС (с сочинительной и бессоюзной)
4. 1, 2, 4. [ ], [ ], (так что …). СП РВС (с бессоюзной и подчинительной)
5. 1, 3. (Когда…), то [ ], (что…). Сложное предложение с неоднородным подчинением.
- Чем отличаются СП РВС о СП с неоднородным и однородным подчинением?