С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем (1) и так продолжалось часа два (2) потом иней исчез

Тринадцатое апреля

Классная работа

Сложные предложения с разными видами связи (СП РВС)

 

Словарная работа

Обр-зование, (к)стати, комп-ютер, рас-ёт, коне-но, инт-л-игентность, нравствен-ость, ответствен-ость, соз-датель, ран-ий, юн-ость, з-ря,      б-гровый, ветрен-ый, мар-во, г-ризонт, бе-конечный, журавлин-ый,       со-нце, утрен-ий, ф-олетовый, с-реневый, ра-цветёт, ш-пот, г-рячий, серебрян-ый, ч-дес-ный, нравствен-ость, вряд(ли), чес-ность,                 оск-рбление, собствен-ое досто-нство, изв-нит-ся, (на)оборот, истин-ый, (не)покол-бимый.

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.

Уже давно село солнце но лес еще не успел стихнуть горлинки журчали вблизи кукушка куковала в отдаленье.

- Из скольких частей состоит это сложное предложение?

- Какой связью соединены 1 и 2 часть?(сочинительной)

- Какой связью соединены 2 и 3, 3 и 4 часть?(бессоюзной)

     
1
 
2


4
3
Уже давно селосолнце, но лес еще не успел стихнуть:           

горлинкижурчали вблизи,   кукушкакуковала в отдаленье.

- Какое это предложение?

   Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.


Упражнение

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, вместо цифр, где необходимо, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы данных предложений.

Печален я (1) со мною друга нет(2) с кем долгую запил бы я разлуку(3) кому бы мог пожать от сердца руку и(4) пожелать весёлых много лет.

2. Солнце закатилось (1) и ночь последовала за днем без промежутка (2)   как это обыкновенно бывает на юге.

С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем (1) и так продолжалось часа два (2)  потом иней исчез.

4. В саду росли одни только дубы (1)   они стали распускаться только недавно (2) так что теперь сквозь молодую листву(3)     виден был весь сад с его эстрадой (4)  столиками и качелями.

5. К огда всадники подъехали (1)  и спешились (2)    то увидели (3)   что мост снесло наводнением.

Проверь себя:

1. 1, 2, 3. [ ]: [ сущ ], (кому…). СП РВС (с бессоюзной и подчинительной)

2. 1, 2.  [ ], и  [ ], (как…). СП РВС (с сочинительной и подчинительной)

3. 1, 2, 3.      [ ], и  [ ], [ ]. СП РВС (с сочинительной и бессоюзной)

4. 1, 2, 4. [ ], [ ], (так что …). СП РВС (с бессоюзной и подчинительной)

 


5. 1, 3.    (Когда…), то [ ], (что…). Сложное предложение с неоднородным подчинением.

- Чем отличаются СП РВС о СП с неоднородным и однородным подчинением?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: