Социальные институты

А) Слово «институт» в переводе с латинского institutum - «установление».

Б)  В русском языке -обозначение высших учебных заведений.

В) В об­ласти права «институт» - совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

Г)  общественные потребности и социальные институты

Д) Возникновение социальных институтов - за­крепление конкретных видов взаимодействия, их постоянство и обязательность для всех членов данного общества.

Е)  Социальный  институт — это сово­купность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовле­творение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Ж) Закрепление института системой правовых и нрав­ственных норм, традиций и обычаев, регулирующих со­ответствующие типы поведения.

З) Характерная черта социального института — наличие учреждений, снабжённых определёнными матери­альными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.

И) Интеграция институтов в со­циально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность института и осуществлять контроль за нею.

К) Стабилизация социальным институтом социальных отноше­ний, внесение согласованности в действия членов общества; чёткое разграниче­ние функций каждого из субъектов взаимодействия, согла­сованность их действий, высокий уровень регуляции и кон­троля.

2) основные  признаки социального институ­та на примере такого важного института общества, как семья.

А)каждая семья — это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровно­го родства (родители и дети).

Б)Потребность в создании се­мьи — одна из фундаментальных, т.е. основополагающих, потребностей человека.

В) Важные  функции семьи в обществе: рождение и воспитание детей, экономическая поддержка малолетних и нетрудоспособных и многое другое.

Г)Особое положение каждого члена семьи, предполагающее соответствующее пове­дение: родители (или один из них)- средства к существованию, домашние дела, вос­питание детей; дети-, помощь по дому; регулирование поведения не только внутри­семейными правилами, но и общественными нормами: мо­ралью и правом;  общественная мораль -осуждение от­сутствия заботы старших членов семьи о младших; закрепление в законе ответственности и обязательств супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних де­тей к престарелым родителям.

Д)Сопровождение создания семьи, основных вех семейной жизни установившимися в обществе традициями и обрядами: брачный ритуал -т обмен супругов обру­чальными кольцами.

3)Наличие социальных институтов: предсказуемость поведения лю­дей, а устойчивость общества в целом.

4) Главные и неглавные социальные институты: главный политический институт - государство, то неглавные — институт судебной власти и т.п.

5) Наличие социальных институтов: регулярное, самовозобновляющееся  удовлетворение жиз­ненно важных потребностей; постоянные, надёжные, устойчивые связи между людьми; институциональ­ное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей; удовлетворение социальных нужд со­циальными институтами- развитость общества.

6)Возникновение ходе исторического процесса но­вых потребностей и условий, появление новых видов деятельности и соответствующих связей; заинтересованность общества в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

· Появление в  России в результате реформ конца XX в. такого вида деятельности, как предпри­нимательство; упорядочение этой деятельности - возникновение различных видов фирм, из­дание законов, регулирующих предпринимательскую де­ятельность, становление соответствующих традиций.

· Возникновение в политической жизни нашей страны инсти­тутов парламентаризма, многопартийности, института пре­зидентства; принципы и правила их функционирования -Конституция Российской Федерации, соот­ветствующие законы.

· Институциализация дру­гих возникших за последние десятилетия видов деятель­ности.

7) Модернизация  деятельности социальных институтов, исторически сложив­шихся в предшествующие периоды: необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколении, модернизация института образования, институци­ализация  Единого государственного экзамена, новых обра­зовательных стандартов.

VI.методологический аспект - сфера принципов:

1)Понятие система:

А) идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни.

Б) общество как «ди­намическая система».

В) сло­во «система» греческого происхождения- «целое, составленное из частей», «совокупность».

Г)  Каждая система - взаимодействующие части: под­системы и элементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: