А) Слово «институт» в переводе с латинского institutum - «установление».
Б) В русском языке -обозначение высших учебных заведений.
В) В области права «институт» - совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).
Г) общественные потребности и социальные институты
Д) Возникновение социальных институтов - закрепление конкретных видов взаимодействия, их постоянство и обязательность для всех членов данного общества.
Е) Социальный институт — это совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).
Ж) Закрепление института системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения.
З) Характерная черта социального института — наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.
И) Интеграция институтов в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность института и осуществлять контроль за нею.
К) Стабилизация социальным институтом социальных отношений, внесение согласованности в действия членов общества; чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
2) основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья.
А)каждая семья — это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети).
Б)Потребность в создании семьи — одна из фундаментальных, т.е. основополагающих, потребностей человека.
В) Важные функции семьи в обществе: рождение и воспитание детей, экономическая поддержка малолетних и нетрудоспособных и многое другое.
Г)Особое положение каждого члена семьи, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них)- средства к существованию, домашние дела, воспитание детей; дети-, помощь по дому; регулирование поведения не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом; общественная мораль -осуждение отсутствия заботы старших членов семьи о младших; закрепление в законе ответственности и обязательств супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям.
Д)Сопровождение создания семьи, основных вех семейной жизни установившимися в обществе традициями и обрядами: брачный ритуал -т обмен супругов обручальными кольцами.
3)Наличие социальных институтов: предсказуемость поведения людей, а устойчивость общества в целом.
4) Главные и неглавные социальные институты: главный политический институт - государство, то неглавные — институт судебной власти и т.п.
5) Наличие социальных институтов: регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей; постоянные, надёжные, устойчивые связи между людьми; институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей; удовлетворение социальных нужд социальными институтами- развитость общества.
6)Возникновение ходе исторического процесса новых потребностей и условий, появление новых видов деятельности и соответствующих связей; заинтересованность общества в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.
· Появление в России в результате реформ конца XX в. такого вида деятельности, как предпринимательство; упорядочение этой деятельности - возникновение различных видов фирм, издание законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, становление соответствующих традиций.
· Возникновение в политической жизни нашей страны институтов парламентаризма, многопартийности, института президентства; принципы и правила их функционирования -Конституция Российской Федерации, соответствующие законы.
· Институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.
7) Модернизация деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды: необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколении, модернизация института образования, институциализация Единого государственного экзамена, новых образовательных стандартов.
VI.методологический аспект - сфера принципов:
1)Понятие система:
А) идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни.
Б) общество как «динамическая система».
В) слово «система» греческого происхождения- «целое, составленное из частей», «совокупность».
Г) Каждая система - взаимодействующие части: подсистемы и элементы.