IV.информационный аспект

Богатырев А.И. Структурно-алгоритмический репетитор по обществознанию.

Класс

1 вариант:

I.объект

II.субъект

III.деятельность

IV.цель

V.средства

VI.методы

2 вариант:

I.социологический аспект:

II.психологический аспект:

III.технологический аспект:

IV.информационный аспект:

V.организационный аспект:

VI.методологический аспект:

3 вариант:

I.идеология

II.программа

III.социальная основа

IV.стратегия

V.тактика

VI.организация

4 вариант:

I.реальность

II.сознание

III.деятельность

IV.образ

V.язык

VI.метод

5 вариант:

I.источники права:

II.юридические лица:

III.юридические отношения:

IV.юридические нормы:

V.юридические органы:

VI.юридические санкции:

6 вариант:

I.экономика:

II.политика:

III.культура:

IV.общество:

V.тип личности:

VI.образ жизни:

7 вариант:

I.факты:

II.понятия:

III.картина мира:

IV.связи:

V.законы:

VI.принципы:

8 вариант:

I.информационно-аналитический аспект

II.мотивационно-целевой аспект

III.планово-прогностический аспект

IV.содержательно-операционный аспект

V.контрольно-оценочный аспект

VI.регулятивно-коррекционный аспект

Оглавление

Введение  

Глава 1. Человек и общество                                                                          

Тема 1. Что такое общество  

 Тема  2. Общество как сложная система

 Тема  3. Динамика общественного развития

 Тема  Тема 4. Социальная сущность человека

 Тема  5. Деят Тема ельность — способ существования людей

Тема  6. Познавательная и коммуникативная деятельность 

Тема  7. Свобода и необходимость в деятельности человека 

Тема  8. Современное общество

Тема  9. Глобальная угроза международного терроризма

Глава 2. Общество и культура

 Тема  10.Духовная культура общества

 Тема  11.Духовный мир личности

 Тема  12.Мораль

 Тема  13.Наука и образование

 Тема  14.Религия и религиозные организации

 Тема  15.Искусство

 Тема  16.Массовая культура

Глава 3. Общество и право 

 Тема  17.Современные подходы к пониманию права

 Тема 18.Право в системе социальных норм

 Тема  19.Источники права

 Тема  20.Правоотношения и правонарушения

 Тема  21.Предпосылки правомерного поведения

 Тема  22.Гражданин Российской Федерации

 Тема  23.Гражданское право

 Тема  24.Семейное право

 Тема  25. Правовое регулирование занятости и трудо­устройства

 Тема  26.Экологическое право

 Тема  27.Процессуальные отрасли права

 Тема 28.Конституционное судопроизводство

 Тема  29.Международная защита прав человека

 Тема 30. Правовые основы антитеррористической полити­ки Российского государства

Заключение. Человек в современном мире.

 

Тема 1. Мой конспект: Что такое общество?

I.социологический аспект:

1) общественные отношения-

A) многообразные связи, возникающие между социальны­ми группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности;

B) устойчиво повторяющиеся взаимо­связи, возникающие между людьми, их группами, организа­циями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей.

II.психологический аспект- взаимодействие всех живых существ с окружающей средой (с природой, другими живыми существами):

1) Внеш­нее проявление -заметные движения (двигательная активность).

2) Внутренняя  (психическая) активность, воздействие на поведение.

3) Отличие деятельности человека от активности животных:

А) приспособление животных к окружающей среде; практически-преобразовательный характер деятельности человека: преобразование окружающей среды; использование не только природных предметов, но и прежде всего средств, создан­ных самим человеком (орудия труда).

Б)сообразование поведения животных и деятельности человека с определённой целью (т. е. целесообразность): в основе поведения животного — биологическая про­грамма поведения, инстинкты;  определение человеком своей цели (целеполагание), способность выходить за рамки програм­мы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые про­граммы (цели и способы их достижения).

В)Важное условие жизни человека -коллектив­ность; человек- существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми.

III.деятельностный аспект-общество как совместная жизнедеятель­ность людей:

1)Общество — это совокупность людей, скреплённая многочисленными связями и отношениями.

2)Первооснова этих связей - человеческая деятельность.

3) Про­цесс  совместной деятельности - взаимодействие между её участниками.

IV.информационный аспект

1)что такое общество:

А) общество - определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Б)  общество- определённый этап исторического развития человечества или конкретная страну.

В) общество- челове­чество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли.

Г)  общество— это обособившаяся от приро­ды, но тесно с ней связанная часть мира, которая включа­ет в себя способы взаимодействия людей и формы их объ­единения.

2)Общество и природа:

А) Общество — это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы (совокупность естественных условий существования человека) часть мира.

Б)   Обособление общества от природы:

· В отличие от стихийных природ­ных сил в центре общественного развития - человек, обладающий сознанием и волей; развитие природы по своим собственным, независимым от чело­века и общества законам.

· человеческое общество - творец, пре­образователь, создатель культуры.

3) Общество и культура в наиболее широком смысле –

А) всё созданное чело­веком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной;

Б)  представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе;

В) важность осознания неразрывной связи природы и общества:

· С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности -значительное воз­действие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.

· С другой стороны, и влияние общества на естественную среду обитания человека: благотворное влияние деятельности людей на естественную среду обитания, пагубные её последстви­я.

В)Культура:

· культура -какие-либо достижения человечества в духовной области: художествен­ные творения, научные открытия, а также уровень духов­ных запросов отдельного человека, его достойное поведе­ние.

· культура- сотворённая человеком «вторая природа».

· в наибо­лее широком смысле слова культура (от латинского cultura— возделывание, воспитание, образование) - все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого.

· мир культуры — это и материальные, и духовные результаты деятельности человека.

Г)Культура и общество:

· без культуры люди- сообщество особей опреде­лённого биологического вида.

· Действия людей на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций), изменение под воздействием культурных ценностей («воспитательный» смысл слова «культура»), накопление и передача другим поколениям достижений культу­ры, создание её новых форм и значений.

· Преображение естественных проявлении нашей жизни п под влиянием культуры.

· Историчность культуры, многообразие: типы, формы, компонен­ты, различные классификации.

· деление культуры на материальную (здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и обору­дование и т. п.) и духовную (знания, язык, символы, цен­ности, правила и нормы и многое другое).

· Отличие народов друг от друга прежде всего своей самобытной культурой;

· общие черты или формы всех культурам - культурные универсалии (наличие языка с определённым грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы, нормы, связанные с заботой о детях, запрет на инцест — сек­суальные отношения между близкими родственниками.

V.организационный аспект:

1) Взаимодействие людей в процессе деятельности порожда­ет различные формы их объединения: первичные коллективы, социальные группы, общественные организации, а также как сеть отношений между ними.

2) Каждая сфера общественной жизни также сложное об­разование.

3) Составляющие её элементы - представление об обществе в целом:

A) обще­ство на уровне действующих в нём организаций (государ­ство, церковь, система образования и др.),

B) взаимодействие социальных общностей: коллек­тив, социальная группа, класс, нация.

VI.методологический аспект- науки об обществе:

1)науки, получившие название общественных(история, философия, социология, политология, правоведе­ние, этика, эстетика и др.).

А)юриспру­денция- сущность и история государства и пра­ва.

Б)этика- нормы морали,

В)эстети­ка— законы искусства, художественного творчества лю­дей.

Г)философия и социология -наиболее общие знания об обществе.

2)Специфика общества в сравнении с приро­дой: общество — это совокупность людей, наделён­ных волей и сознанием, совершающих действия и поступ­ки под влиянием определённых интересов, мотивов, на­строений.

3)Действие в социальной действительности объектив­ных, т. е. независимых от сознания людей, законы разви­тия:

А) некоторые философы: со­циальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, в их познании можно использовать точные методы социального исследования, социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок.

Б)   другое философское направление: попытка устранить противостояние объективных явлений и позна­ющего их человека; стре­мление осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей; в центре изучения - сам «пережива­ющий» человек и его восприятие мира через призму от­ношения к нему индивида.

Тема 2. Мой конспект: Общество как сложная система

I.социологический аспект- сферы общества:

1)Во-первых, общество как система - сложный харак­тер, множество уровней, под­систем, элементов.

А) человеческое общество в глобальном масштабе, общество в преде­лах одной страны, различные общественные гру ппы, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Б)   Макроструктура общества как системы - четы­ре подсистемы, основные сферы чело­веческой деятельности — материально-производственная, социальная, политическая, духовная: каждая сфера - сложное строе­ние, сложная система; политическая сфера - система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п.; госу­дарство- система с множеством составляющих.

В) Любая сфера общества- по отношению к обществу подсистема, сама достаточно сложная система; иерархия систем, состоящих из ряда различных уровней.

Г)   Общество   — это сложная система си­стем, своего рода суперсистема.

2)Во-вторых, характерная черта общества как системы - наличие в его составе разнокачественных элемен­тов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.); экономическая сфера - предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары; эко­номические знания, правила, ценности, образцы экономи­ческого поведения и многое другое.

3)В-третьих, основной элемент общества как системы - человек, который обладает способностью поста­новки целей и выбора средств осуществления своей дея­тельности; социальные системы более изменчи­вые, подвижные, чем природные.

А) Общественная жизнь - постоянное измене­ние: темпы и масштабы этих изменений -раз­личные; периоды в истории человечества, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарас­тать.

Б)  в обществах, существо­вавших в различные эпохи, - те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов -без изменений; общество — дина­мичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «про­гресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

В) человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно вклю­чён в каждую из них.

II.психологический аспект -сферы сознания:

Общественные потребности 1)Потребность в воспроизвод­стве рода 2)Потребность в безопасности и социальном порядке 3)Потребность в средствах су­ществования 4)Потребность в получении зна­ний, социализации подраста­ющего поколения, подготовке кадров 5)Потребность в решении духов­ных проблем смысла жизни

III. деятельностный аспект- сферы деятельности:

1) социальные институты -ис­торически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фунда­ментальных потребностей общества.

2) устойчивые виды де­ятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

3) Соответствие потребностей в обществе и видов деятельности; необходимость организации, упорядочения, создания опреде­лённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата; соответствие этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности исторически сложившихся социальных институтов; каждый из этих институтов-  объединение боль­ших масс людей для удовлетворения той или иной по­требности и достижения определённой цели личного, груп­пового или общественного характера.

IV.информационный аспект - сферы потребностей:

IV.информационный аспект - сферы потребностей:
Общественные потребности
1)Потребность в воспроизвод­стве рода
2)Потребность в безопасности и социальном порядке
3)Потребность в средствах су­ществования
4)Потребность в получении зна­ний, социализации подраста­ющего поколения, подготовке кадров
5)Потребность в решении духов­ных проблем смысла жизни

V.организационный аспект - сферы институтов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: