Богатырев А.И. Структурно-алгоритмический репетитор по обществознанию.
Класс
1 вариант:
I.объект
II.субъект
III.деятельность
IV.цель
V.средства
VI.методы
2 вариант:
I.социологический аспект:
II.психологический аспект:
III.технологический аспект:
IV.информационный аспект:
V.организационный аспект:
VI.методологический аспект:
3 вариант:
I.идеология
II.программа
III.социальная основа
IV.стратегия
V.тактика
VI.организация
4 вариант:
I.реальность
II.сознание
III.деятельность
IV.образ
V.язык
VI.метод
5 вариант:
I.источники права:
II.юридические лица:
III.юридические отношения:
IV.юридические нормы:
V.юридические органы:
VI.юридические санкции:
6 вариант:
I.экономика:
II.политика:
III.культура:
IV.общество:
V.тип личности:
VI.образ жизни:
7 вариант:
I.факты:
II.понятия:
III.картина мира:
IV.связи:
V.законы:
VI.принципы:
8 вариант:
I.информационно-аналитический аспект
|
|
II.мотивационно-целевой аспект
III.планово-прогностический аспект
IV.содержательно-операционный аспект
V.контрольно-оценочный аспект
VI.регулятивно-коррекционный аспект
Оглавление
Введение
Глава 1. Человек и общество
Тема 1. Что такое общество
Тема 2. Общество как сложная система
Тема 3. Динамика общественного развития
Тема Тема 4. Социальная сущность человека
Тема 5. Деят Тема ельность — способ существования людей
Тема 6. Познавательная и коммуникативная деятельность
Тема 7. Свобода и необходимость в деятельности человека
Тема 8. Современное общество
Тема 9. Глобальная угроза международного терроризма
Глава 2. Общество и культура
Тема 10.Духовная культура общества
Тема 11.Духовный мир личности
Тема 12.Мораль
Тема 13.Наука и образование
Тема 14.Религия и религиозные организации
Тема 15.Искусство
Тема 16.Массовая культура
Глава 3. Общество и право
Тема 17.Современные подходы к пониманию права
Тема 18.Право в системе социальных норм
Тема 19.Источники права
Тема 20.Правоотношения и правонарушения
Тема 21.Предпосылки правомерного поведения
Тема 22.Гражданин Российской Федерации
Тема 23.Гражданское право
Тема 24.Семейное право
Тема 25. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Тема 26.Экологическое право
Тема 27.Процессуальные отрасли права
Тема 28.Конституционное судопроизводство
Тема 29.Международная защита прав человека
Тема 30. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
|
|
Заключение. Человек в современном мире.
Тема 1. Мой конспект: Что такое общество?
I.социологический аспект:
1) общественные отношения-
A) многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности;
B) устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей.
II.психологический аспект- взаимодействие всех живых существ с окружающей средой (с природой, другими живыми существами):
1) Внешнее проявление -заметные движения (двигательная активность).
2) Внутренняя (психическая) активность, воздействие на поведение.
3) Отличие деятельности человека от активности животных:
А) приспособление животных к окружающей среде; практически-преобразовательный характер деятельности человека: преобразование окружающей среды; использование не только природных предметов, но и прежде всего средств, созданных самим человеком (орудия труда).
Б)сообразование поведения животных и деятельности человека с определённой целью (т. е. целесообразность): в основе поведения животного — биологическая программа поведения, инстинкты; определение человеком своей цели (целеполагание), способность выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения).
В)Важное условие жизни человека -коллективность; человек- существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми.
III.деятельностный аспект-общество как совместная жизнедеятельность людей:
1)Общество — это совокупность людей, скреплённая многочисленными связями и отношениями.
2)Первооснова этих связей - человеческая деятельность.
3) Процесс совместной деятельности - взаимодействие между её участниками.
IV.информационный аспект
1)что такое общество:
А) общество - определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.
Б) общество- определённый этап исторического развития человечества или конкретная страну.
В) общество- человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли.
Г) общество— это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
2)Общество и природа:
А) Общество — это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы (совокупность естественных условий существования человека) часть мира.
Б) Обособление общества от природы:
· В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития - человек, обладающий сознанием и волей; развитие природы по своим собственным, независимым от человека и общества законам.
· человеческое общество - творец, преобразователь, создатель культуры.
3) Общество и культура в наиболее широком смысле –
А) всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной;
Б) представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе;
В) важность осознания неразрывной связи природы и общества:
· С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности -значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.
· С другой стороны, и влияние общества на естественную среду обитания человека: благотворное влияние деятельности людей на естественную среду обитания, пагубные её последствия.
|
|
В)Культура:
· культура -какие-либо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение.
· культура- сотворённая человеком «вторая природа».
· в наиболее широком смысле слова культура (от латинского cultura— возделывание, воспитание, образование) - все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого.
· мир культуры — это и материальные, и духовные результаты деятельности человека.
Г)Культура и общество:
· без культуры люди- сообщество особей определённого биологического вида.
· Действия людей на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций), изменение под воздействием культурных ценностей («воспитательный» смысл слова «культура»), накопление и передача другим поколениям достижений культуры, создание её новых форм и значений.
· Преображение естественных проявлении нашей жизни п под влиянием культуры.
· Историчность культуры, многообразие: типы, формы, компоненты, различные классификации.
· деление культуры на материальную (здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, символы, ценности, правила и нормы и многое другое).
· Отличие народов друг от друга прежде всего своей самобытной культурой;
· общие черты или формы всех культурам - культурные универсалии (наличие языка с определённым грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы, нормы, связанные с заботой о детях, запрет на инцест — сексуальные отношения между близкими родственниками.
V.организационный аспект:
1) Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения: первичные коллективы, социальные группы, общественные организации, а также как сеть отношений между ними.
2) Каждая сфера общественной жизни также сложное образование.
|
|
3) Составляющие её элементы - представление об обществе в целом:
A) общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.),
B) взаимодействие социальных общностей: коллектив, социальная группа, класс, нация.
VI.методологический аспект- науки об обществе:
1)науки, получившие название общественных(история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.).
А)юриспруденция- сущность и история государства и права.
Б)этика- нормы морали,
В)эстетика— законы искусства, художественного творчества людей.
Г)философия и социология -наиболее общие знания об обществе.
2)Специфика общества в сравнении с природой: общество — это совокупность людей, наделённых волей и сознанием, совершающих действия и поступки под влиянием определённых интересов, мотивов, настроений.
3)Действие в социальной действительности объективных, т. е. независимых от сознания людей, законы развития:
А) некоторые философы: социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, в их познании можно использовать точные методы социального исследования, социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок.
Б) другое философское направление: попытка устранить противостояние объективных явлений и познающего их человека; стремление осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей; в центре изучения - сам «переживающий» человек и его восприятие мира через призму отношения к нему индивида.
Тема 2. Мой конспект: Общество как сложная система
I.социологический аспект- сферы общества:
1)Во-первых, общество как система - сложный характер, множество уровней, подсистем, элементов.
А) человеческое общество в глобальном масштабе, общество в пределах одной страны, различные общественные гру ппы, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Б) Макроструктура общества как системы - четыре подсистемы, основные сферы человеческой деятельности — материально-производственная, социальная, политическая, духовная: каждая сфера - сложное строение, сложная система; политическая сфера - система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п.; государство- система с множеством составляющих.
В) Любая сфера общества- по отношению к обществу подсистема, сама достаточно сложная система; иерархия систем, состоящих из ряда различных уровней.
Г) Общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
2)Во-вторых, характерная черта общества как системы - наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.); экономическая сфера - предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары; экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
3)В-третьих, основной элемент общества как системы - человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности; социальные системы более изменчивые, подвижные, чем природные.
А) Общественная жизнь - постоянное изменение: темпы и масштабы этих изменений -различные; периоды в истории человечества, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Б) в обществах, существовавших в различные эпохи, - те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов -без изменений; общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
В) человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.
II.психологический аспект -сферы сознания:
Общественные потребности 1)Потребность в воспроизводстве рода 2)Потребность в безопасности и социальном порядке 3)Потребность в средствах существования 4)Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров 5)Потребность в решении духовных проблем смысла жизни |
III. деятельностный аспект- сферы деятельности:
1) социальные институты -исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
2) устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
3) Соответствие потребностей в обществе и видов деятельности; необходимость организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата; соответствие этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности исторически сложившихся социальных институтов; каждый из этих институтов- объединение больших масс людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.
IV.информационный аспект - сферы потребностей:
IV.информационный аспект - сферы потребностей: |
Общественные потребности |
1)Потребность в воспроизводстве рода |
2)Потребность в безопасности и социальном порядке |
3)Потребность в средствах существования |
4)Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров |
5)Потребность в решении духовных проблем смысла жизни |
V.организационный аспект - сферы институтов: