Расскажите о выдающихся деятелях Луганщины XIX века (по выбору)

Для Луганщины, как и для всего Донбасса, XIX век был порой осознания себя как важной части страны, имеющей определенную самостоятельную ценность. Развитие производительных сил происходило в условиях активной творческой жизни народа, проявившего богатые и разнообразные образцы культуры.Одним из многих был феномен Владимира Даля, которого дала миру Луганская земля.

Великий этнограф, лингвист и писатель В. И. Даль родился 10 ноября 1801 г. в Луганске в семье старшего лекаря Луганского литейного завода Иогана Христиана Даля. В. И. Даль очень любил он посещать городские базары и ярмарки. В веселом гомоне ярмарок он улавливал оттенки украинских и российских, молдавских и болгарских, многих других наречий, изучал язык и народные обычаи. Здесь он начинал собирать слова для своего знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка".Надо прямо сказать, что Луганщине несказанно повезло на великих лексикографов. С ее землей связано создание еще одного очень важного труда - "Словаря украинского языка" Б.Д. Гринченко. В.И. Даль, бывший другом великого российского поэта Пушкина, никогда не встречался с Борисом Гринченко. Их разделяло время. Но объединила их Луганская земля. Как и Даль, Гринченко жил на Луганщине. Именно здесь он начал собирать материал для своего "Словаря украинского языка". В. И. Даль служил для него добрым примером. Как и Даль, Гринченко был писателем, этнографом, фольклористом. В то же время был он и видным педагогом своего времени. Оба они являются гордостью нашего края. Алчевская, Христина Даниловна родилась в 1843 году. Известна своей неутомимой деятельностью на пользу народного образования, стояла с 1860-х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой преподавание велось образцово, и введена была, по ее инициативе, замечательная система педагогических советов и педагогических дневников учащих. По почину А. и при ее деятельном сотрудничестве издан критический указатель книг для народного и детского чтения: "Что читать народу?", заключающий в себе ряд рецензий на народные книги и отзывы о них самих читателей из народа. Ей принадлежат статьи: "Огородник", рассказ ("Детское Чтение", 1870), "История открытия школы в деревне Алексеевке" ("Южный Край", 1881) и "Драматические произведения, как они понимаются народом" ("Северный Вестник", 1887).

Билет № 25

Охарактеризуйте международные отношения в 1870–1890-е годы.

Во второй половине XIX столетия в Европе развернулись процессы образования национальных государств в Германии и Италии.

В конце XIX в. — начале XX в. в Европе происходит формирование противостоящих друг другу военнополитических блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Тройственного согласия — «Антанта» (Франция, Россия и Англия).
В последней четверти XIX века происходит создание мировой колониальной системы, которая охватывает весь мир. Англия непрерывно расширяла свои колониальные владения, захватывая территории в различных частях света. Франция захватила Индокитай и значительные территории в Африке. Столкновение интересов с Германией, а также стремление отомстить за поражение во франко-прусской войне ускорили экономическое и политическое сближение Франции с Россией, а затем и с Англией.


Расскажите о развитии образования на Луганщине в XIX веке.

В начале 19 века в селении Луганский Завод сформировалась сеть культурно-просветительных учреждений, которая стандартам того времени могла считаться городской. Горная школа и горное училище, молитвенный дом и к середине века две большие церкви, библиотека и минералогический музей, метеорологическая станция, госпиталь не говоря уже о самом заводе, были очагами духовности.В 1839 г. было принято «Положение об учебных заведениях Луганского горного округа», открывались 4 школы: в Луганском Заводе на 200 учеников, в Каменном Броде ― на 100, в Третьей Роте и Лисичанском руднике ― на 120, а также в Луганском Заводе и Лисичанском районе училища.В школы принимали детей всех низших чинов Луганского горного округа с 8 лет и оставались в них до тринадцатилетнего возраста. Каждый ученик от казны получал по одному пуду провианта и по 50 копеек жалования в месяц. Школьная программа включала закон божий, чтение, письмо, начала арифметики и линейного рисования. После окончания школы большая часть выпускников становилась рабочими, наиболее одаренные могли быть направлены для изучения какого-либо ремесла у квалифицированного мастерового или в местное училище.Среди учителей Луганщины было много превосходных педа­гогов, энтузиастов своего дела, посвятивших свою жизнь обра­зованию детей. Христина Даниловна Алчевская - деятельница народного просвещения, на свои средства она открыла народную школу. Эта зем­ская школа стала знаменитой на всю страну. С 1887 г. здесь пре­подавал учитель-новатор Б. Д. Гринченко, впоследствии став­ший известным педагогом, писателем, ученым-лексикографом. При обучении детей грамоте он применял алфавит с большими буквами, к каждой букве прилагался рисунок.  Здесь он начал работу над главным трудом своей жизни — «Словарем украинского языка». В селе Алексеевка теперь создан музей Б. Д. Гринченко.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: