Примерный распорядок дня

Техника и тактика движения в походе. Преодоление препятствий

Техника туризма - это правила и приемы движения и преодоления естественных препятствий, встречающихся на маршруте. Правиль­ная организация движения группы обеспечивает ритмичность рабо­ты организма, дозировку физических нагрузок, четкость в действи­ях группы, что, в общем, положительно сказывается на безопасности прохождения маршрута. Он определяется рельефом местности, на­личием и характером сложных участков, наличием ослабленных участников.

Планируя маршрут, надо учитывать нормы переходов с грузом, а также приблизительные и весьма условные нормы весовых нагрузок для юных туристов. Условны эти нормы потому, что они плохо вя­жутся с реальностями жизни: рекомендуемые в различных справоч­никах перечни туристского снаряжения (личное плюс групповое плюс продукты) по фактическому весу предметов часто в сумме на­много превышают данные нормы весовых нагрузок. Опыт работа с детьми младшего школьного возраста показывает, что если у ребен­ка 9-10 лет рюкзак весит не более 5 кг, то такой груз его не утомит. При ежедневных занятиях физическими упражнениями, в основном утренней гимнастикой, а также спортивными играми мальчики и де­вочки могут легко проходить по слабопересеченной местности до 8 км при скорости не более 3 км/ч. Через каждые 25-30 мин ходьбы им необходим отдых (привал) на 10-15 мин.

Для подростков установлены апробированные нормы нагрузок в туристском походе и путешествии. Так, ребята 11-12 лет хорошо пе­реносят переходы до 12 км в день. Вес их рюкзака не должен превы­шать 8 кг. Подростки 13-14 лет могут в день совершать переходы до 15 км. Вес их рюкзака может достигать 12 кг. Старшие подростки (15-16 лет) в некоторые дни многодневных путешествий могут про­ходить до 20 км. Вес их рюкзака может достигать 15 кг у девочек и 18 кг у мальчиков.

Вообще же надо помнить, что вес рюкзака - нагрузка очень инди­видуальная. Ведь ребята очень разные и по комплекции, и по физи­ческому развитию, и по характеру. И еще надо понимать, что всякий вес на плечах - явление всегда нежелательное. Недаром ребята гово­рят: «Наш рюкзак нам друг и враг». Поэтому не надо искать опти­мальные нормы веса рюкзаков, лучше найти способы снизить их вес.

Ведь не рекорды же в переноске тяжестей мы хотим ставить! Надо ставить совсем другие рекорды: при полном наборе всего необходи­мого добиться минимального веса снаряжения.

Есть ребята, способные нести значительно больший вес, но есть подростки, которым и нормативный вес велик. Им надо на первых порах уменьшить нагрузки за счет веса рюкзака и, если есть возмож­ность, за счет более медленного прохождения маршрута.

 

Организация и режим движения

Самое удобное время для передвижения по маршруту - первая по­ловина дня с 8 до 12 часов. В это время летом еще не жарко и не тя­жело идти. Обычно для обеденного привала определяют время через 3-4 часа после выхода на маршрут. Можно ориентироваться и на со­стояние погоды: если позволяет график движения, полуденную жару лучше переждать на привале, а с 16 до 19 часов, когда жара уже спа­ла, продолжать движение.

Примерный распорядок дня

6.00  - подъем дежурных.

7.00-7.45 - общий подъем группы, зарядка, уборка территории, ту-

алет. 7.45 - 9.00 - подготовка к выходу, завтрак. 9.00 - 12.00 - движение по маршруту, экскурсии, краеведческая

работа. 12.00-16.00 - большой обеденный привал, послеобеденный отдых. 16.00-18.00 - движение по маршруту, экскурсии. 18.00 - 20.00 - выбор и подготовка места ночлега, ужин.

20.00-22.30 - свободное время, приведение в порядок походных
записей, уточнение плана на завтра, беседы и песни
у костра.

22.30 - 23.00 - вечерний туалет.

23.00 - отбой.

Минут через 10-15 после выхода с места длительного привала (ноч­лег, обед) надо сделать короткий привал, чтобы подогнать рюкзаки, снять слишком теплую одежду. Возможно, кто-то за утренними сбо­рами не успел сбегать в туалет...

Далее 15-минутные привалы устраивают через каждые 45 минут движения. Определенное время движения не догма, а ориентир. Ес­ли чуть раньше или чуть позже (лучше раньше, ибо позже - это неиз­вестно когда) на маршруте появилось удобное место для привала (красивая поляна, поваленное дерево, на котором можно посидеть; или впереди большое открытое пространство, где неудобно делать привал), то лучше сделать остановку. Это нисколько не отразится в худшую сторону на организации движения.

Таким образом, в утренние часы группа сделает 3-4 перехода, в вечер­ние - 2-3. Если запланирована экскурсии, то ходовое время сократится.

В зависимости от условий местности и погоды группа преодолевает 3-3,5 км в переход (45 минут) из расчета 13-15 минут на километр. Скорость резко снижается на крутых или затяжных подъемах, на пе­ске, камнях, на болоте, в густом подлеске, на таежных завалах. В этих условиях скорость может снизиться до 1,5 км/час. При плани­ровании графика движения это необходимо учитывать.

За 3-5 минут перед запланированными остановками на привал темп движения группы надо постепенно снижать. Начинать движе­ние после привала в течение 2-3 минут надо с низкого темпа, посте­пенно увеличивая его до оптимального.

Интервал между идущими - примерно вытянутая рука, чтобы в случае внезапной остановки не врезаться носом в рюкзак впереди идущего. Направляющий идет своим спокойным равномерным ша­гом и должен выдерживать этот темп.

А кто на маршруте следит за временем? Кто дает команды на оста­новки? Лучше это поручить дежурному проводнику. Можно - ко­мандиру. Они будут вести в своих блокнотах учет ходового времени и давать команды на привалы.

Ритмичность движения - это главное средство сохранения сил. На хорошей дороге она выражается в постоянной скорости, без рывков и

остановок. На спусках скорость движения увеличивается, на подъе­мах - уменьшается. Надо избегать длительного движения по очень твердой поверхности - каменным, бетонным и асфальтовым доро­гам, иначе появляются потертости и намины ног.

Шаг туриста должен быть спокойным, свободным, естественным, те­ло слегка наклонено вперед, чтобы уравновесить вес рюкзака. Ступни, чуть развернутые вправо и влево, ставятся с пятки перекатом на но­сок. Опорная нога не разогнута до конца, что создает пружинистость и плавность хода. Руки должны быть свободны от каких-либо предметов (все в рюкзаке). В руках может быть только альпеншток.

На маршруте неизбежно будут встречаться ручьи, речки, родники. Даже те, кто не хочет пить, невольно тянутся к воде. Жажда на марш­руте может возникнуть по причинам объективным - жара, преодоле­ние подъемов, и субъективным - лишняя одежда, неоправданно высо­кий темп движения. Лучше устранить субъективные причины, чем пользоваться всеми встретившимися источниками воды. Ведь лишняя вода - это потеря из организма солей, выходящих с потом. К тому же холодная вода и разогретый ходьбой организм - несовместимы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: