Техника и тактика движения в походе. Преодоление препятствий
Техника туризма - это правила и приемы движения и преодоления естественных препятствий, встречающихся на маршруте. Правильная организация движения группы обеспечивает ритмичность работы организма, дозировку физических нагрузок, четкость в действиях группы, что, в общем, положительно сказывается на безопасности прохождения маршрута. Он определяется рельефом местности, наличием и характером сложных участков, наличием ослабленных участников.
Планируя маршрут, надо учитывать нормы переходов с грузом, а также приблизительные и весьма условные нормы весовых нагрузок для юных туристов. Условны эти нормы потому, что они плохо вяжутся с реальностями жизни: рекомендуемые в различных справочниках перечни туристского снаряжения (личное плюс групповое плюс продукты) по фактическому весу предметов часто в сумме намного превышают данные нормы весовых нагрузок. Опыт работа с детьми младшего школьного возраста показывает, что если у ребенка 9-10 лет рюкзак весит не более 5 кг, то такой груз его не утомит. При ежедневных занятиях физическими упражнениями, в основном утренней гимнастикой, а также спортивными играми мальчики и девочки могут легко проходить по слабопересеченной местности до 8 км при скорости не более 3 км/ч. Через каждые 25-30 мин ходьбы им необходим отдых (привал) на 10-15 мин.
|
|
Для подростков установлены апробированные нормы нагрузок в туристском походе и путешествии. Так, ребята 11-12 лет хорошо переносят переходы до 12 км в день. Вес их рюкзака не должен превышать 8 кг. Подростки 13-14 лет могут в день совершать переходы до 15 км. Вес их рюкзака может достигать 12 кг. Старшие подростки (15-16 лет) в некоторые дни многодневных путешествий могут проходить до 20 км. Вес их рюкзака может достигать 15 кг у девочек и 18 кг у мальчиков.
Вообще же надо помнить, что вес рюкзака - нагрузка очень индивидуальная. Ведь ребята очень разные и по комплекции, и по физическому развитию, и по характеру. И еще надо понимать, что всякий вес на плечах - явление всегда нежелательное. Недаром ребята говорят: «Наш рюкзак нам друг и враг». Поэтому не надо искать оптимальные нормы веса рюкзаков, лучше найти способы снизить их вес.
Ведь не рекорды же в переноске тяжестей мы хотим ставить! Надо ставить совсем другие рекорды: при полном наборе всего необходимого добиться минимального веса снаряжения.
Есть ребята, способные нести значительно больший вес, но есть подростки, которым и нормативный вес велик. Им надо на первых порах уменьшить нагрузки за счет веса рюкзака и, если есть возможность, за счет более медленного прохождения маршрута.
|
|
Организация и режим движения
Самое удобное время для передвижения по маршруту - первая половина дня с 8 до 12 часов. В это время летом еще не жарко и не тяжело идти. Обычно для обеденного привала определяют время через 3-4 часа после выхода на маршрут. Можно ориентироваться и на состояние погоды: если позволяет график движения, полуденную жару лучше переждать на привале, а с 16 до 19 часов, когда жара уже спала, продолжать движение.
Примерный распорядок дня
6.00 - подъем дежурных.
7.00-7.45 - общий подъем группы, зарядка, уборка территории, ту-
алет. 7.45 - 9.00 - подготовка к выходу, завтрак. 9.00 - 12.00 - движение по маршруту, экскурсии, краеведческая
работа. 12.00-16.00 - большой обеденный привал, послеобеденный отдых. 16.00-18.00 - движение по маршруту, экскурсии. 18.00 - 20.00 - выбор и подготовка места ночлега, ужин.
20.00-22.30 - свободное время, приведение в порядок походных
записей, уточнение плана на завтра, беседы и песни
у костра.
22.30 - 23.00 - вечерний туалет.
23.00 - отбой.
Минут через 10-15 после выхода с места длительного привала (ночлег, обед) надо сделать короткий привал, чтобы подогнать рюкзаки, снять слишком теплую одежду. Возможно, кто-то за утренними сборами не успел сбегать в туалет...
Далее 15-минутные привалы устраивают через каждые 45 минут движения. Определенное время движения не догма, а ориентир. Если чуть раньше или чуть позже (лучше раньше, ибо позже - это неизвестно когда) на маршруте появилось удобное место для привала (красивая поляна, поваленное дерево, на котором можно посидеть; или впереди большое открытое пространство, где неудобно делать привал), то лучше сделать остановку. Это нисколько не отразится в худшую сторону на организации движения.
Таким образом, в утренние часы группа сделает 3-4 перехода, в вечерние - 2-3. Если запланирована экскурсии, то ходовое время сократится.
В зависимости от условий местности и погоды группа преодолевает 3-3,5 км в переход (45 минут) из расчета 13-15 минут на километр. Скорость резко снижается на крутых или затяжных подъемах, на песке, камнях, на болоте, в густом подлеске, на таежных завалах. В этих условиях скорость может снизиться до 1,5 км/час. При планировании графика движения это необходимо учитывать.
За 3-5 минут перед запланированными остановками на привал темп движения группы надо постепенно снижать. Начинать движение после привала в течение 2-3 минут надо с низкого темпа, постепенно увеличивая его до оптимального.
Интервал между идущими - примерно вытянутая рука, чтобы в случае внезапной остановки не врезаться носом в рюкзак впереди идущего. Направляющий идет своим спокойным равномерным шагом и должен выдерживать этот темп.
А кто на маршруте следит за временем? Кто дает команды на остановки? Лучше это поручить дежурному проводнику. Можно - командиру. Они будут вести в своих блокнотах учет ходового времени и давать команды на привалы.
Ритмичность движения - это главное средство сохранения сил. На хорошей дороге она выражается в постоянной скорости, без рывков и
остановок. На спусках скорость движения увеличивается, на подъемах - уменьшается. Надо избегать длительного движения по очень твердой поверхности - каменным, бетонным и асфальтовым дорогам, иначе появляются потертости и намины ног.
Шаг туриста должен быть спокойным, свободным, естественным, тело слегка наклонено вперед, чтобы уравновесить вес рюкзака. Ступни, чуть развернутые вправо и влево, ставятся с пятки перекатом на носок. Опорная нога не разогнута до конца, что создает пружинистость и плавность хода. Руки должны быть свободны от каких-либо предметов (все в рюкзаке). В руках может быть только альпеншток.
На маршруте неизбежно будут встречаться ручьи, речки, родники. Даже те, кто не хочет пить, невольно тянутся к воде. Жажда на маршруте может возникнуть по причинам объективным - жара, преодоление подъемов, и субъективным - лишняя одежда, неоправданно высокий темп движения. Лучше устранить субъективные причины, чем пользоваться всеми встретившимися источниками воды. Ведь лишняя вода - это потеря из организма солей, выходящих с потом. К тому же холодная вода и разогретый ходьбой организм - несовместимы.
|
|