Формально показателями сложности походов юных туристов являются их продолжительность и протяженность. Но количество дней и километров без учета набора естественных препятствий на маршруте не раскрывает полностью спортивные свойства маршрута. Один километр по нахоженной чистой тропе вовсе не равен одному километру по песку, грязи, камням или густым зарослям.
Все естественные препятствия можно поделить на пять основных групп, связанных с определенными природными факторами:
1-я группа - препятствия, связанные с рельефом. Это более или менее крутые подъемы и спуски по склонам оврагов, обрывам холмов, сопок, гор (характеризуются вертикальными углами в градусах); это большая или меньшая продолжительность таких подъемов и спусков, их плавность или, наоборот, резкость.
2-я группа - препятствия, связанные с гидросетью. Это переправы через реки, канавы, ручьи, протоки; это болота, мочажинники, участки, залитые водой.
3-я группа - препятствия, связанные с растительностью: лесные, кустарниковые чащобы, завалы (буреломы, ветровалы),
|
|
4-я группа - препятствия, обусловленные характером опорной по- ми и разнообразными естественными препятствиями. И тут возникает вопрос, что лучше: избегать встреч с трудностями и препятствиями или, наоборот, искать таких встреч? Вопреки шуточному туристскому закону: «Умный в гору не пойдет» - все туристы лезут в горы. Значит, им зачем-то это нужно, это им почему-то нравится. А вот выражение: «Мы отправляемся в легкий турпоход» - совершеннейшая чепуха, потому что поход не может, не должен быть легким, ибо тогда он будет неинтересным, бессмысленным и сменит свое название на другое - «прогулка». Преодоление разнообразных трудностей и составляет смысл туризма, оно способствует физическому и духовному росту и развитию.
Однако надо учитывать степень подготовленности детей, их силы и возможности. Если на маршруте встречается сложное препятствие, к преодолению которого группа не готова, не имеет соответствующего опыта, то, если есть возможность, препятствие надо обойти.
Подниматься вверх по склону группой надо след в след, с интервалом примерно 1,5 м. На склонах крутизной 25-30° поднимаются и спускаются короткими зигзагами, «серпантином», располагаясь как можно ближе друг к другу. При этом руководитель должен следить, чтобы идущие впереди не ока-
зались на очередном отрезке серпантина над идущими сзади (при спуске - наоборот) во избежание падения камней из-под ног находящихся выше по склону (рис.). Направляющему надо выбирать путь по выбоинам, звериным тропкам, расположенным одна над другой.
При движении необходима самостраховка альпенштоком или ледорубом. Ближней к склону рукой древко альпенштока охватывается
Рис. Движение «серпантином»