Препятствия на маршруте

Формально показателями сложности походов юных туристов явля­ются их продолжительность и протяженность. Но количество дней и километров без учета набора естественных препятствий на маршруте не раскрывает полностью спортивные свойства маршрута. Один ки­лометр по нахоженной чистой тропе вовсе не равен одному километ­ру по песку, грязи, камням или густым зарослям.

Все естественные препятствия можно поделить на пять основных групп, связанных с определенными природными факторами:

1-я группа - препятствия, связанные с рельефом. Это более или ме­нее крутые подъемы и спуски по склонам оврагов, обрывам холмов, сопок, гор (характеризуются вертикальными углами в градусах); это большая или меньшая продолжительность таких подъемов и спус­ков, их плавность или, наоборот, резкость.

2-я группа - препятствия, связанные с гидросетью. Это переправы через реки, канавы, ручьи, протоки; это болота, мочажинники, уча­стки, залитые водой.

3-я группа - препятствия, связанные с растительностью: лесные, кустарниковые чащобы, завалы (буреломы, ветровалы),

4-я группа - препятствия, обусловленные характером опорной по- ми и разнообразными естественными препятствиями. И тут возника­ет вопрос, что лучше: избегать встреч с трудностями и препятствия­ми или, наоборот, искать таких встреч? Вопреки шуточному турист­скому закону: «Умный в гору не пойдет» - все туристы лезут в горы. Значит, им зачем-то это нужно, это им почему-то нравится. А вот вы­ражение: «Мы отправляемся в легкий турпоход» - совершеннейшая чепуха, потому что поход не может, не должен быть легким, ибо тог­да он будет неинтересным, бессмысленным и сменит свое название на другое - «прогулка». Преодоление разнообразных трудностей и со­ставляет смысл туризма, оно способствует физическому и духовному росту и развитию.

Однако надо учитывать степень подготовленности детей, их силы и возможности. Если на маршруте встречается сложное препятствие, к преодолению которого группа не готова, не имеет соответствующего опыта, то, если есть возможность, препятствие надо обойти.

Подниматься вверх по склону группой надо след в след, с интерва­лом примерно 1,5 м. На склонах крутизной 25-30° поднимаются и спускаются короткими зигзагами, «серпантином», располагаясь как можно ближе друг к другу. При этом руководитель должен следить, чтобы идущие впереди не ока-

зались на очередном отрезке серпантина над идущими сза­ди (при спуске - наоборот) во избежание падения камней из-под ног находящихся вы­ше по склону (рис.). Направляющему надо выбирать путь по выбоинам, звериным тропкам, расположенным од­на над другой.

При движении необходима самостраховка альпенштоком или ледорубом. Ближней к склону рукой древко альпен­штока охватывается

Рис. Движение «серпантином»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: