Глава 1. Дошкольное образование в системе образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Методика воспитания и обучения в области

Дошкольного образования

Учебник

Направления подготовки бакалавра:

050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

050100.62 – «Педагогическое образование»

профиль «Дошкольное образование»

 

Пермь

пгпу

2013

УДК

ББК Ф563

Р е ц е н з е н ты:

Доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой методик дошкольного и начального образования НГГУ Е.В. Гончарова

Кандидат психологических наук, доцент, декан ФППД ПГГПУ И.Ю. Ильина

 

Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник / авт.-сост. Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева // под общ. редакцией О.В. Прозументик, Н.А. Зориной; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 155 с.

Адресовано студентам по направлениям подготовки бакалавров: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»; 050100.62 – «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование.

 

Учебник издан на средства Программы стратегического развития ПГГПУ

 

 

© Коломийченко Л.В., Григорьева Ю.С., Зорина Н.А., Половодова Л.С., Прозументик О.В., Токаева Т.Э., 2013

© ГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2013
Оглавление

Введение………………………………………………………………………..  
Глава 1. Дошкольное образование в системе образования Российской Федерации………………………………………………………………………  
1.1. Дошкольное образование как уровень системы образования Российской Федерации……………………………………………………...  
1.2. Разновидности дошкольных образовательных организаций………...  
Глава 2. Дошкольное образование как образовательный процесс……..  
2.1. Теоретические основы образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (организации)……………………………..  
2.2. Свойства, закономерности и принципы образовательного процесса детского сада…………………………………………………………………  
2.3. Структура образовательного процесса………………………………..  
2.4. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения (организации)………………………………………………….  
2.5. Проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (организации)……………………………………..  
Глава 3. Методические аспекты обучения и воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………...  
3.1. Основы методики физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………  
3.2. Основы методики умственного воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………  
3.3. Основы методики социального воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….  
3.4. Основы методики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………….  
Глава 4. Воспитание ребенка в игре………………………………………...  
4.1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста…  
4.2. Классификация детских игр……………………………………………  
4.3. Воспитательные возможности игровой деятельности………………..  
4.4. Руководство играми детей……………………………………………...  
Глава 5. Мониторинг личностного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………  
5.1. Мониторинг как средство контроля качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (организации)….  
5.2. Технологические аспекты мониторинга личностного развития детей дошкольного возраста………………………………………………..  
Литература……………………………………………………………………...  
Приложения…………………………………………………………………….  

 


Введение

Необходимость создания учебника «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» определяется объективными потребностями педагогической науки и практики в подготовке бакалавра дошкольного образования, обладающего компетентностью в методике проектирования, грамотного методического сопровождения и мониторинга образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (организации). Овладение педагогом, работающим в системе дошкольного образования, научным знанием о методике воспитания является необходимым условием повышения эффективности образовательной практики.

Терминологическая неопределенность базовых понятий педагогики в условиях полипарадигмального образовательного пространства приводит к необходимости конкретизации ряда дефиниций используемых в тексте учебника.

Методика – это нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, алгоритмичное описание процесса организации (осуществления) деятельности, способов достижения ее результатов, а также область прикладного знания об организации и осуществлении результативной деятельности. Методика традиционно раскрывается как обобщенно-родовое понятие и имеет широкий спектр применения, охватывая в том числе, и педагогический процесс. По мнению Е.В. Титовой это понятие используется применительно как к образовательному процессу в целом (методика воспитания, методика обучения, методика руководства игровой деятельностью), так и к отдельным его составляющим (методика формирования культурно-гигиенических навыков, методика проведения игровой образовательной ситуации).

Под методикой в образовании понимают алгоритмический процесс осуществления, организации результативной педагогической деятельности, характеризующейся следующими признаками: наличие общей стратегии деятельности, адекватность тактики педагогического взаимодействия, соответствие объективной логике организации образовательного процесса, точность техники педагогических действий.

В большинстве учебников, посвященным вопросам методики воспитания и обучения, особое внимание уделяется либо содержательным, либо технологическим аспектам взаимодействия педагога с детьми. При этом вопрос о сущностных характеристиках методики остается за пределами внимания авторов. Обозначенная тенденция приводит к существенным разногласиям в понимании основополагающих позиций методики, к смешению понятий «методика и «технология», к сложностям практической реализации эклектичных материалов прикладного характера.

В представляемом вниманию читателей учебнике «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» сделана попытка распределить учебный материал в соответствии с основными компонентами методики: программно-целевой, технологический, рефлексивно-результативный.

Разработка учебного материала осуществлялась в контексте культурологической парадигмы образования, в соответствии с которой развитие ребенка дошкольного возраста является процессом и результатом его культурогенеза. Среди многих факторов личностного развития ведущая роль отводится воспитанию и обучению как целенаправленным процессам, обеспечивающим формирование основ базиса личностной культуры, проявляющейся в совокупности отношений к природному, рукотворному, социальному миру и самому себе.

Содержание воспитания отражает ценности разных видов культуры (гностической, художественно-эстетической, физической, социальной), освоение которых обеспечивает определяемых в федеральных государственных требованиях задач по соответствующим направлениям личностного развития (познвательно-речевого, художественно-эстетического, физического и социального).

Технологические аспекты воспитания представлены многообразием средств, методов и форм организации образовательного процесса, обеспечивающим приобщение к ценностям разных видов культуры, их интериоризации и культуротворчества.

Результаты воспитания отслеживаются по уровням сформированности основ эмоционально-ценностных отношений (валеологического – к собственному здоровью, гностического – к познанию окружающего мира, эстетического – к художественным ценностям, гуманного – к людям, экологического – к объектам природы, уважительного – к достояниям истории, бережного – к результатам труда и произведениям культуры, толерантного – ко всему иному в человеке: полу, возрасту, национальности, физическим возможностям).

В первой главе учебника раскрываются особенности дошкольного образования в системе образования РФ, даётся характеристика феномена детства и образования, процесса научного знания об обучении и воспитании детей до школы, обозначаются стратегические направления развития дошкольного образования в России.

Во второй главе представлены теоретико-методологические основы образовательного процесса как ведущего фактора развития ребенка дошкольного возраста, характеризуются его свойства, закономерности и принципы организации в дошкольном образовательном учреждении, дается содержательная характеристика его компонентов; раскрываются содержание предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (организации), особенности проектирования образовательного процесса, различные аспекты моделирования и планирования образовательной системы.

В третьей главе раскрываются основы методик физического, умственного, социального, художественно-эстетического воспитания.

В четвертой главе рассматривается процесс воспитания ребенка в игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, приводится классификация детских игр, раскрываются воспитательные возможности игровой деятельности и специфика руководства играми детей.

В пятой главе представлены основы и технологические аспекты мониторинга личностного развития детей как средства контроля качества образовательного процесса в ДОУ, раскрываются его виды и функции, определяется его потенциал в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Учебник представляет интерес для обеспечения системы научно методического сопровождения образовательного процесса, развития профессиональной методической службы, для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования, создания соответствующих учебных программ, пособий и учебников разного уровня.

Учебник предназначен для использования студентами при изучении курса «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», а также при прохождении учебной практики в дошкольных образовательных учреждениях, написан в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Содержание учебника ориентировано на формирование компетенций студентов бакалавриата по направлениям подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Педагогика и психология дошкольного образования»):

ОПК-1 – осознает значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК-2 – готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

ПК-3 – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки к сознательному выбору профессии;

ПК-4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-6 – способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

СК-1 – способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей.

Учебник написан преподавателями кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством доктора наук, профессора Л.В. Коломийченко: глава 1 – к. пс. н, доцент Прозументик О.В., ст. преподаватель Чертоляс Е.В.; глава 2 – д. п. н., профессор Коломийченко Л.В., ст. преподаватель Зорина Н.А., к. пс. н, доцент Прозументик О.В, к. п. н., доцент Половодова Л.С., к. п. н., доцент Грибанова М.В.; глава 3 – д. п. н., профессор Коломийченко Л.В., ст. преподаватель Зорина Н.А., к. п. н., доцент Григорьева Ю.С., к. п. н., доцент Токаева Т.Э., к. п. н., доцент Грибанова М.В., глава 4 – к. п. н., доцент Григорьева Ю.С., глава 5 – к.п.н., доцент Токаева Т.Э., к. пс. н, доцент Прозументик О.В.



Глава 1. Дошкольное образование в системе образования

Российской Федерации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: