Разновидности дошкольных образовательных организаций

Детский сад на протяжении ста лет в России является самой популярной организацией для осуществления дошкольного образования на высоком качественном уровне. Образовательный процесс детского сада отличается комплексным характером услуги для детей дошкольного возраста, включающей в себя: реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования, присмотр, уход, организацию питания и медицинского обслуживания. Жизнедеятельность ребенка в детском саду организована с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, потребности в общении со сверстниками, необходимостью сопровождения процессов развития, воспитания и обучения компетентными специалистами.

Современное законодательство регламентирует деятельность муниципальных детских садов, негосударственных образовательных организаций и детских садов, организованных индивидуальными предпринимателями. В стадии совершенствования находится нормативно-правовая документация деятельности мини-детских садов и семейных детских садов.

Группы кратковременного пребывания зарекомендовали себя как услуги, дополняющие воспитание ребенка в условиях семьи, могут быть организованы как самостоятельная услуга, так и дополнительный вид образовательной деятельности в детском саду с привлекаемым контингентом. В основе деятельности группы реализация части общеобразовательной программы дошкольного образования, что предполагает пребывание ребенка в коллективе сверстников, участие в разных формах образовательной деятельности в специально оборудованном помещении. В течение этого времени квалифицированные специалисты проводят с детьми образовательные игры-занятия. Пребывание в группе учит общению со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней социализации детей и подготовке к школьному обучению.

Центр поддержки семейного воспитания может быть организован как структурное подразделение в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в негосударственных образовательных, культурных, научных организациях. В Центре поддержки семейного воспитания можно предложить широкой спектр программ для родителей: обучающие, студийные, индивидуальные. Работа центра может предполагать штат домашних педагогов-гувернеров. Специалисты центра ответят на вопросы родителей, посоветуют необходимую психолого-педагогическую литературу, научат различным развивающим и коррекционным технологиям, а также, по мере того, как специалисты познакомятся с ребёнком, помогут подобрать художественную литературу, полезные и игры и игрушки для ребенка, подскажут как создать дома полноценную образовательную среду, а в дальнейшем дадут рекомендации по выбору наиболее подходящего ребенку образовательного маршрута.

Центры раннего развития детей представлены несколькими моделями

Семейная группа предполагает пребывание ребенка раннего возраста в коллективе сверстников совместно с родителями или другими родственниками, в специально оборудованном помещении. В течение этого времени квалифицированные специалисты проводят с детьми развивающие игры-занятия, включая в эту деятельность родителей, одновременно дают консультации по использованию этого материала дома.

Группа выходного дня обеспечивает помощь в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста, усвоение ими базовых знаний по общеразвивающим программам. Группы выходного дня как правило организуются как сопутствующая услуга в муниципальных и негосударственных образовательных организациях. Модель группы не предполагает объединение детей с учетом возрастных особенностей. В содержание работы входит игровая (подвижные, дидактические и развивающие игры с детьми с учетом возрастных особенностей), познавательная (индивидуальные и подгрупповые занятия) и физкультурно-досуговая деятельность.

Школы развития представляют собой специально организованные группы, которыемогут посещать дети раннего возраста (3-5 лет), объединенные по возрастному принципу. С детьми проводятся занятия по установленному расписанию, содержание которых разработано на основе программ для детей раннего дошкольного возраста. Обычно это 2-3 занятия по 10-15 минут (в соответствии с возрастными нормами) сопровождающиеся двигательной деятельностью.

Консультативный-диагностический центр может быть организован как структурное подразделение в муниципальных образовательных организациях и в негосударственных образовательных и научных организациях, где родители могут получить консультативную и практическую помощь опытных педагогов и психологов. Работа специалистов центра предполагает полную диагностику интеллектуального и личностного развития ребенка и обсуждение с родителями ее результатов.

Семейный клуб может быть организован как структурное подразделение в муниципальных образовательных организациях и в негосударственных образовательных, культурных, спортивных и научных организациях, где родители могут получить консультативную и практическую помощь опытных педагогов, психологов, родителей по решению задач развития и воспитания ребенка, обсуждать часто встречающиеся проблемы семейного воспитания и обсуждать способы их решения. Семейный клуб – это место развития ребенка, место семейного отдыха и развлечений, место личностного роста и самореализации родителей.

Родительский клуб это объединение родителей детей дошкольного возраста, педагогических и иных работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дошкольного образования, а также специалистов, обеспечивающих психолого-медико-педагогическое взаимодействие и правовое сопровождение семьи. Городской родительский клуб – это консультативная помощь родителям, проведение интерактивных мероприятий (встречи со специалистами, тренинги, мастер-классы, Интернет-конференции, медиа-семинары и др.), распространение успешного опыта родителей по воспитанию и образованию детей и, наконец, это участие детей и родителей в городских (сельских) мероприятиях, семейных фестивалях, конкурсах, праздниках и т.д.

Значительным достижением современной практики дошкольного образования следует признать функционирование различных альтернативных и вариативных форм его организации: лекотеки (реализует образовательные программы и осуществляет психолого-педаогические сопровождение семьи), центр игровой поддержки развития ребенка (развитие детей дошкольного возраста на основе применения игровых образовательных технологий), служба ранней помощи для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет (выявление рисков и нарушений развития, оказание своевременной помощи родителем, чьи дети не посещают ДОУ), группы кратковременного пребывания (по подготовке к школе, оздоровительной направленности, раннего развития, для часто болеющих детей, для детей ОВЗ, спортивной направленности, для детей одаренных, этнокультурные группы, группы присмотра и оздоровления, социальные группы, группы индивидуально-ориентированного воспитания), консультационные пункты для родителей и сопровождения домашнего воспитания. Развитие данных форм образования и негосударственного сектора образовательных услуг позволяют решить центральную проблему дошкольного образования – обеспечение его общедоступности для всех категорий детей.

Таким образом, современный период развития дошкольного образования как существенных изменений в его целевых ориентиров, содержании, функциях, организационных форм, повышения качества и доступности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: