Тема 8. Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией

 

Содержание темы

 

Понятие экономической концентрации и необходимость осуществления антимонопольного контроля за ее состоянием.

Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией путем установления категорий сделок и действий, осуществление которых возможно с предварительного согласия антимонопольного органа либо об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган.

Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа.

Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.

Порядок подачи, рассмотрения и правовые последствия ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями ХС.

 

Тезисы по теме

 

Под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (п. 21 ст. 4 Закона о конкуренции).

В целях предупреждения негативного влияния на состояние конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией согласно правилам, установленным в гл. 7 Закона о конкуренции. Антимонопольный орган, оценивая состояние конкуренции на рынке до и после совершения действий, направленных на экономическую концентрацию, в случае угрозы наступления негативных последствий может воспрепятствовать совершению таких действий либо ограничить субъектов, объединяющих свои активы, в их последующей деятельности.

Государственному контролю подлежат сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Объектом антимонопольного государственного контроля за экономической концентрацией выступают действия (в том числе сделки) определенного вида, отвечающие установленным в антимонопольном законодательстве количественным признакам, а именно:

- присоединение и слияние коммерческих организаций;

- создание коммерческих организаций, в том числе в результате выделения или разделения;

- приобретение голосующих акций акционерного общества с получением права распоряжаться более чем 25, 50 или 75% указанных акций;

- приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью с получением права распоряжаться более чем 1/3, 50% или 2/3 доли в уставном капитале данного общества;

- получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;

- приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа;

- приобретение более чем 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Антимонопольному контролю подлежат только те действия (сделки), которые способны оказать воздействие на состояние конкуренции, экономические количественные параметры, при превышении которых действие (сделка) попадает под ограничительные требования антимонопольного законодательства, определены в гл. 7 Закона о конкуренции.

Предварительный контроль выражается в необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа в отношении действий (сделок), предусмотренных ст. 27-29 Закона о конкуренции. Для получения такого согласия лица, указанные в ч. 1 ст. 32 Закона о конкуренции, представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделок, иных действий.

Последующий контроль выражается в необходимости уведомления антимонопольного органа о совершении действий (сделок). К примеру, в соответствии со ст. 32 Закона о конкуренции сделки, иные действия, указанные в ст. 27-29 закона, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) такие сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Несоблюдение требований о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий (сделок) или порядка представления уведомлений об осуществлении действий (сделок) влечет устанавливаемые в ст. 34 Закона о конкуренции последствия:

а) созданные коммерческие организации (в том числе в результате слияния или присоединения) ликвидируются либо реорганизуются в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа;

б) сделки признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа;

в) виновные лица привлекаются к административной ответственности.

 

Задачи

 

Задача 1

Организация "А" владеет долей в размере 99% уставного капитала организации "Б", суммарная стоимость их активов составляла 8 млрд рублей.

Организация "Б" заключила договор аренды, в соответствии с которым получала во временное владение и пользование основные производственные средства организации "В", балансовая стоимость которых составляла 30% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов организации "В".

Антимонопольный орган, признав организации "А" и "Б" группой лиц, принял решение, которым признал организацию "А" виновной в нарушении Закона о конкуренции, выразившемся в непредставлении организацией "А" ходатайства о даче согласия на совершение действий по получению во владение и пользование производственных средств организации "В".

Правомерно ли данное решение?

Задача 2

Требуется ли получение предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 28, п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Закона о конкуренции.

Планируется принятие корпоративных решений о заключении договоров о передаче ООО "1" полномочий единоличных исполнительных органов ООО "2", ООО "3" и ООО "4" с последующей реорганизацией данных юридических лиц в форме слияния или присоединения к ООО "1".

Все эти юридические лица являются дочерними обществами АО "А" с долей участия более 50% и входят в одну группу лиц по п. 1, 8 ч. 1 ст. 9 Закона о конкуренции. У всех вышеуказанных юридических лиц есть свои дочерние общества, образующие общую группу лиц.

Прошу дать разъяснение:

1) требуется ли получение предварительного согласия в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 28 или уведомление в порядке ст. 31 Закона о конкуренции антимонопольного органа на заключение договоров о передаче ООО "1" полномочий единоличных исполнительных органов ООО "2", ООО "3" и ООО "4";

2) требуется ли получение предварительного согласия в соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Закона о конкуренции антимонопольного органа на проведение реорганизации ООО "1", ООО "2", ООО "3" и ООО "4" в форме слияния или присоединения к ООО "1".

Задача 3

В случае если лицом получено согласие антимонопольного органа на приобретение голосующих акций (долей в уставном капитале) кредитной организации, имеет ли значение то, каким образом будет осуществляться это приобретение, например, по договору купли-продажи или в процессе увеличения уставного капитала кредитной организации?

Задача 4

Каковы последствия представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, указанных в ч. 5 ст. 32 Закона о конкуренции, при подаче уведомления о приобретении голосующих акций (долей в уставном капитале), активов или прав в отношении кредитной организации?

Задача 5

Между ООО "К", ООО "Л", ООО "М", ООО "Н" и ООО "О", являющимися участниками ООО "КЛМНО" (далее - Общество) с распределением долей в уставном капитале в размере 30, 20, 20, 15 и 15% соответственно, заключен Договор об осуществлении прав участника Общества (далее - Договор).

Общество учреждено в г. Санкт-Петербурге (Российская Федерация).

В соответствии с условиями Договора участники разделены на две группы: ОАО "К", ОАО "Л" и ООО "М" - Участники N 1; ООО "Н" и ООО "О" - Участники N 2.

Участники N 1 предоставили Обществу беспроцентный заем на сумму 70 млн рублей, что и обусловило заключение Договора.

Из Договора следует, что он регулирует деятельность участников в части установления порядка управления, структуры Общества, прав и обязанностей участников, единоличного исполнительного органа Общества на период действия Договора, управления активами Общества, а также иных норм, правил действий и поведения акционеров Общества. В соответствующей части положения Договора применяются и в отношении организаций, в которых Общество является основным или преобладающим.

Договором предусмотрен отказ Участников N 2 от участия в распределении чистой прибыли, получения каких-либо бонусов и платежей по итогам финансового года в пользу Участников N 1, запрет на отчуждение долей в уставном капитале сторонами Договора третьим лицам.

Участникам N 1 предоставлено право получения любой информации о финансово-хозяйственной деятельности Общества, принятия решения, обязательного для исполнительных органов общества, о проведении аудита или ревизии, определения кадровой политики при назначении исполнительного органа Общества как путем выдвижения кандидатуры для его назначения, так и путем назначения временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа на период до проведения общего собрания участников, назначения директоров и отстранения директоров дочерних организаций Общества.

Договором закреплено преимущественное применение его положений по отношению к взаимоотношениям, не урегулированным уставом Общества; установлена необходимость получения предварительного согласия участников на совершение как сделок с заинтересованностью, так и любых сделок с имуществом Общества, сделок на сумму свыше 500 тыс. рублей, сделок, совершаемых лицами, в уставном капитале которых имеется доля Общества.

Договором вводится временная администрация, создаваемая его участниками, для назначения временного исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа Общества при невозможности исполнения ранее избранным директором его обязанностей, для принятия решений, не относящихся к полномочиям общего собрания участников и не относящихся напрямую к полномочиям единоличного исполнительного органа Общества, связанных с полномочиями собственника инвестиций в иные организации. При этом функции временной администрации возлагаются на совет директоров ОАО "К".

Договор предусматривает, что при рассмотрении на общем собрании Общества вопроса об образовании Совета директоров и исполнительных органов Общества, досрочного прекращения их полномочий Участники N 2 обязаны голосовать в соответствии с указаниями Участников N 1.

Договором установлены сроки созыва общих собраний участников и порядок подсчета голосов, кворум для правомочности собрания участников в 2/3 голосов всех участников, сроки его действия, порядок выхода стороны из Договора, обмена сообщениями; определен порядок разрешения споров и применимое право для их разрешения (право Украины).

Договор содержит положение о переходе прав на доли от Участников N 1 к Участникам N 2 под отлагательным условием - в случае нарушения Участниками N 2 условий Договора либо в случае совершения действий, направленных на оспаривание его условий полностью или в части, в том числе подачи в суд соответствующего искового заявления, к Участникам N 2 в момент совершения соответствующих действий переходят доли, принадлежащие Участникам N 1, распределяемые среди Участников N 2 в равных долях. С этого момента в течение трех рабочих дней Участники N 2 обязуются выплатить рыночную стоимость перешедших к ним долей, но менее 2 млн рублей за 1% перешедшей к ним доли. При этом Участники N 2 отвечают по обязательству по оплате перешедших к ним долей солидарно.

Соответствуют ли условия указанного Договора положениям антимонопольного законодательства? Могут ли положения такого рода договоров, не нарушая положения ГК и Закона об ООО, нарушать нормы Закона о защите конкуренции?

Изменится ли ситуация, если будет установлено, что одно и то же физическое лицо возглавляет советы директоров: а) ООО "К" и ООО "Л"; б) ОАО "Л" и ООО "М"?

Право какой страны подлежит применению в рассматриваемом случае? Будет ли иметь значение факт заключения Договора на территории: а) РФ; б) Украины; в) Финляндии?

Придумайте примеры условий договора об осуществлении прав участника общества с ограниченной ответственностью, противоречащих антимонопольному зак-ву.

 

Ситуационные задания

 

Задание 1

Необходимо ли согласие антимонопольного органа на приобретение иностранной организацией голосующих акций в размере 49% в российской организации, зарегистрированной на территории РФ и имеющей лицензию на пользование недрами для добычи полезных ископаемых (нефти, газа)?

Задание 2

Требуется ли получение предварительного согласия органов ФАС России на заключение договора, предусматривающего выкуп одной стороной имущества, которое будет создано другой стороной в будущем, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о конкуренции?

Задание 3

На создание коммерческой организации требуется получить предварительное согласие антимонопольного органа в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о конкуренции.

В какой срок надо направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на создание коммерческой организации? Какая ответственность предусмотрена за его нарушение?

Задание 4

Требуется ли получение предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом права распоряжаться акциями общества на основании доверенности?

 

Лабораторные работы

 

Лабораторная работа 1

Распространяются ли положения ч. 2 ст. 29 Закона о конкуренции на случаи приобретения голосующих акций (долей в уставном капитале) кредитной организации, когда кредитная организация и лицо, приобретающее такие акции (доли), входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о конкуренции?

Задание

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

Лабораторная работа 2

В каких случаях приобретение акций (долей) иностранной компании может потребовать предварительного согласия антимонопольного органа?

Задание

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

 

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте понятие экономической концентрации.

2. Охарактеризуйте основные формы антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

3. Каковы особенности контроля за экономической концентрацией финансовых организаций?

4. В каких случаях создание и реорганизация компаний требует согласия антимонопольного органа?

5. Каков порядок получения компаниями предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки?

6. Каков порядок подачи ходатайств и уведомлений в рамках контроля за экономической концентрацией?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: