Сознание -.высшая форма биологического отражения. Это наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности
Сознание-это способность соотносить,осознавать предмет(Гегель)
-это целеполагание.
Сознание- высшая форма отражения действительного мира,свойственная только человеку.Оно связано с членораздельной речью,логическими обобщениями,абстрактными понятиями.
«ядром сознания является знание»
-формирование связано с трудом.
Гераклит: «душа-это тонкий огонь»
Демокрит- «восприятия возникают в мозгу человека,в результате того,что от предметов отдаляются тонкие атомы,проникающие в голову»
Человеку нужны:разум и сознание.
Компонентя сознания:
-знание
-память
-уметь выделять опред.область(внимание)
-воля
-сфера безсознания
Идеалистический подход: «Сознание психика душа-могут существовать не зависимо от тела»
|
|
Материалистический подход «не могут существовать не зависимо от тела»
Взгляды на проблему сознания:
- физикализм - сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
- солипсизм - которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение
- объективный идеализм - существует как сознание, так и материя, но сознание имеет первичную творческую роль как «мировое сознание».
- умеренный материализм - сознание это особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.
Взгляды на происхождение сознания:
1)Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение.
Сознание существует само по себе, независимо от его материальных носи-телей — живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (или из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
• теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым. В мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
• теория Шардена. Сознание — надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;
|
|
• теория Толбета. Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
• теория гилозоизма - вся материя имеет душу, сознание — свойство материи.
2) Сознание присуще всем живым организмам;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животными сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
• животным присущи свои правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.
3)Сознание — свойство исключительно человеческое.
Сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Современный взгляд на происхождение сознания.
Сознание присуще только человеку. Оно является продуктом развития человека и общества.
1)Развитие человека (развитие мозга).
Возникновение сознания невозможно вне организма живого человека, вне мозга. Оно формировалось в процессе обособления человека от животных в течение 2,5–3 млн. лет. Формированию сознания человека предшествовал длительный период "умственного" развития животных. Психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы.
Доказательство: деформация сознания вследствие повреждений мозга или нарушения работы мозга при алкогольном опьянении.
2)Развитие общества.(как развивался человек,в каком обществе)
Сознание результат совместной жизни и деятельности людей, продукт длительного, не столько биологического, сколько социального развития человечества, общественных связей и взаимоотношений. Решающую роль сыграли свободный творческий созидательный труд и речь.
Доказательство: нарушение сознания у детей-маугли.
Человек отличается от животных:
• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду;
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо-средственной реальности мышлению);
• возможностью передачи сознания с помощью языкав устной и письменной формах.
Цель сознания – достижение понимания смысла всех накопленных знаний и умений.
Субстрат сознания – головной мозг.
Эта макроструктурная природная система, которая обеспечивает на клеточно-тканевом уровне осуществление общих функций сознания. Состояние сознания зависит от его условно-рефлекторной деятельности, биохимической организации
В сознании отображаются:
1 Внешний предметный и духовный мир.
Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.
2. Социокультурная среда.
Частью сознания становятся общие понятия, эстетические и этические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.
3. Духовный мир индивида, его опыт.
Человек способен в отсутствие внешних воздействий конструировать, продуцировать разнообразные оригинальные переживания и образы.
Главные свойства человеческого сознания:
1. Идеальность – особая, нематериальная сущность сознания. Сознание само по себе нематериально и непознаваемо с помощью материальных средств. Можно зарегистрировать активность мозга, но не собственно сознание.
2. Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным, оно всегда на что-то направлено.
Предметом могут быть как окружающий мир, его предметы, явления; так и духовный мир человека.
3. Идеаторность сознания - способность творить и воспроизводить идеи.
Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.
|
|
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Функции сознания:
1)Отражательная (познавательная)
Человеческое сознание активно воспроизводит внешний мир в виде мысленных образов.
2) Собирательная
Сознание, опираясь на память, накапливает, хранит, воспроизводит отраженную действительность в понятиях, концептах, теориях. Сознание не сумма знаний, а интегративное целое в психике человека. Оно проясняет все душевные переживания индивида.
3) Коммуникативная.
Участвует не только в адекватном отражении внешнего мира, но и в установлении разнообразных связей с ним.
4) Моделирующая.
В сознании происходит предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и их последствий.
5) Преобразовательная
Сознание участвует в активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира.