Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности.

В литературе по логопедии, в частности в трудах Т.В. Филичевой и Г.В. Чиркиной отмечается специфика игровой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства. Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения фонетико-фонематической стороны речи [29].

Основной задачей при составлении коррекционной методики по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста являлась разработка оптимальных вариантов применения различных игровых средств в ходе фронтальных логопедических занятий в подгруппе. Данное направление основано на том, что проведение логопедом фронтальных занятий в специальной группе предполагает достаточно высокий уровень сосредоточенности детей в процессе усвоения значительного по объему и сложности учебного материала, включающего понятия о звуке, слове, слоге, предложении.

В связи с определенным алгоритмом организации занятий возможности физического перемещения детей, как правило, ограничены: дети не могут ходить, прыгать, бегать тогда, когда у них появляются такого рода желания.

Вместе с тем эффективность занятий во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, интереса детей к заданиям, учета педагогом имеющегося у детей практического и собственно вербального опыта.

Ряд трудностей может быть преодолен посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку старшего дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности [27].

Усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения.

Своевременная помощь ребенку в преодолении фонетико-фонематического развития будет способствовать значительному повышению эффективности логопедической работы с дошкольниками, развивать у них «чутье» речи. Чтобы освоить грамоту, надо не только слышать и уметь произносить отдельные слова и звуки, из которых они состоят, но и иметь четкое представление о звуковом составе слова [18].

Недоразвитие фонематических процессов и функций негативно влияет на все стороны речи ребенка. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно правильное произношение, что в будущем приводит к торможению развития лексики, грамматики, препятствует успешному овладению чтением и письмом.

Для того, чтобы научить детей слушать и слышать звуки, различать их между собой необходимо осуществлять развитие фонематических процессов уже на самых первых этапах логопедической работы.

Программа коррекции фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическом недоразвитии речи должна проводится поэтапно. На первом подготовительном этапе работы с детьми по развитию фонематических процессов должна быть проведена система работы с младенческими звуками.

Второй этап работы имеет целью познакомить детей с гласными звуками и благодаря подобранным играм и упражнениям на развитие фонематических процессов, научить выделять заданный звук среди других звуков с опорой на слуховое восприятие, общий звук в словах – названиях рисунков, предложенных детям, определять место нужного звука в словах.

На третьем этапе работы с детьми должна быть проведена работа по изучение и распознавание смычных согласных звуков [п] - [б], [т] - [д], [к][ґ].  В отличие от предыдущего этапа, работа на этом этапе проходит медленнее, занятия на определенную группу звуков проводятся от 1 до 2, а иногда и 3 недель. Объяснением этого являются трудности в усвоении детьми, как правильной артикуляции этих звуков, так и различении их в словах [29].

Логопедическая работа, которая проводится с детьми с дошкольного возраста должна проходить в форме занятий.

В работе с детьми, имеющими недостатки в фонематическом восприятии и нарушенное звукопроизношение Р. И. Мартынова предлагает структуру занятия, которая включает тему и цель занятия, далее идут следующие его части:

1) формирование звукопроизношения;

2) развитие фонематического восприятия, обучение грамоте;

3) формирование грамматического строя речи [19].

Такая структура занятия позволяет организовать с детьми целенаправленную работу на преодоление имеющихся у них изъянов фонетико-фонематического характера.

Исследователь С.Е. Большакова логопедическую помощь детям рекомендует предоставлять в процессе проведения занятий, которые имеют четко определенную тему, цель и обеспечении необходимым оборудованием. Следующие (основные) части занятия размещении в четкой последовательности:

1) Знакомство с частями артикуляционного аппарата;

2) Выполнение артикуляционных упражнений для восприятия звуков;

3) Развитие слухового внимания на неречевых звуках;

4) Развитие фонематического анализа и синтеза;

5) Развитие логического мышления;

6) Подведение итогов занятия, оценка работы детей;

7) Домашнее задание [2].

Предложенная структура занятия с детьми, является достаточно насыщенной различными видами работы, а это, безусловно помогает обеспечить положительный результат в преодолении нарушений и фонетических, и фонематических.

Т.С. Резниченко и О.Д. Ларина предлагают проводить по следующей схеме: гимнастика для пальчиков; работа на развитие речевого дыхания и голоса; работа с упражнениями для губ и языка; упражнения с речевым материалом; анализ артикуляции; итоги занятия [23].

Первый раздел в данной структуре, гимнастика для пальчиков, стоит не случайно, ибо доказано, что упражнения на развитие мелкой моторики положительно влияют на развитие звукопроизношения и общих интеллектуальных способностей ребенка. Как указывают авторы предлагаемой структуры, последовательность работы подобраны так, чтобы максимально добиться успехов в исправлении недостатков и потратить на это минимум усилий [24].

Проработаны методические источники, дают основания говорить о том, что каждая структура занятия имеет свои особенности и ставит определенные задачи, которые в процессе того же занятия определенным образом выполняются.

Далее обоснуем модель занятия на основе проработанных методических источников, содержавших разные варианты занятий с различным наполнением их структурными компонентами. Структура занятия может выглядеть следующим образом:

На первом подготовительном этапе работы с детьми по развитию фонематических процессов может быть проведена система работы с младенческими звуками. С помощью специально подобранных упражнений и игр, в которых используются разные игрушки, которые могут звучать, окружающие звуки, звуки животных, различные звукоподражания, записанные на магнитофонной ленте, можно научить детей распознавать и соотносить звуки с источником их звучания, определять направление звучания звуков, количество их звучаний.

В процессе тех игр и упражнений, которые проводятся с детьми дошкольного возраста все условия их выполнения четко определяются, понятно и доступно объясняются детям. Сначала проводятся игры на определение источника звуков [23].

Источником звуков являются разные игрушки, которые звучат, голоса животных, шумы, которыми сопровождаются различные виды работы, шумы, сопровождающие различные действия, которые выполняют дети, записанные на магнитофонной ленте, другие произнесенные логопедом или детьми звукоподражания.

Далее проводятся игры, в ходе которых дети учатся определять количество звучаний, их направление и высоту. Для развития интереса, в процессе выполнения этих задач предлагалось выполнять их по-разному [26].

Второй этап работы имеет целью изучения правильной артикуляции гласных звуков и развития фонематических процессов, где наряду с этим знакомят детей с графическим изображением соответствующих букв, обозначающих соответствующие звуки.

Лучше усвоить артикуляцию гласных звуков (кроме артикуляционных упражнений), в этом помогают упражнения фонетической ритмикой, которые помогают снять мышечное напряжение во время произношения звуков, преодолеть вялость и пассивность артикуляционных органов, достичь чистого речевого звука без патологии, а также выработать чувство ритма и организованности.

Следующим шагом в работе с детьми является введение упражнений и игр, направленных на развитие функций фонематического восприятия. Выполнение таких игр учит детей подражать языковые звуки, выделять заданный звук среди других звуков с опорой на слуховое восприятие, выделять слоги с заданным звуком, различать слова – паронимы. На этом этапе работы проводятся также игры на развитие фонематических представлений.

С помощью этих игр развиваются умения детей выделять общий звук в предложенных названиях рисунков, в серии слов, которые предлагаются послушать, придумать самостоятельно слова с общим звуком. Не менее важными для развития фонематических процессов являются и игры на развитие фонематического анализа, которые проводятся с детьми на определение первого и последнего звука в слове [27].

После проведенной работы на изучение и различение гласных звуков детей подводят к выводу о том, что гласные звуки образуются при участии голоса и отмечается тот факт, что каждому из гласных звуков присуще свое индивидуальное произношение, которое не нужно одно с другим путать.

Интересными и не трудными является задание находить среди написанных букв нужную детям букву и ассоциировать графическое изображение буквы с предметами окружающей среды.

На третьем этапе работы дети овладевают правильной артикуляцией согласных звуков с помощью артикуляционных упражнений, упражнений по логоритмической ритмике, которые кроме этого, позволяли преодолевать пассивность, мышечное напряжение во время произнесения звуков, которые изучались на занятии, и не менее важно – создавали позитивную атмосферу, сплачивали и организовывали детей.

Задания для развития фонематических процессов подаются в речевых упражнениях и играх. В игровой форме, подражая смычные согласные звуки со звуками окружения, дети таким образом закрепляют произношение этих звуков изолированно [27].

Большой интерес вызывают у этой группы детей задания на развитие мелкой моторики, когда из счетных палочек, цветных пуговиц или горошинок нужно выложить графическое изображение буквы, которая обозначает звук, который изучался.

Полезным и одновременно увлекательным является прием применения шуточных чистоговорок. В процессе их изучения дети закрепляют изученные звуки, на материале чистоговорок лучше детьми различаются нужные звуки. Такой несложный прием, кроме того, снимает напряжение во время занятий, помогает тренировать память детей [31].

Таким образом, уровень усвоения учебного материала дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зависит не только от структуры нарушения фонематических процессов, но и от уровня их недоразвития. В частности, низкий уровень усвоения учебного материала наблюдается у детей со смешанным типом нарушения фонематических процессов, а средний и высокий – у детей с акустико-фонематическим и артикуляционно-фонематическим типом нарушения [25].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: