Применение игры и игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют, дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала такие основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры. Приведем краткое описание примеров такого рода игр (см. Приложение А).

Нередко в логопедической работе с детьми, имеющими ФФНР, важно сделать основной акцент на ходе выполнения задания и получении заданного результата. В таком случае нет необходимости в использовании всех основных структурных элементов дидактической игры. Можно создать игровую ситуацию посредством введения в контекст задания сказочного героя (Незнайки, Деда Буквоеда, Веселой Кисточки и др.) или иного персонажа (зайчика, робота, куклу и прочих) и связанных с ним нескольких игровых действий. Возможно введение разных сказочных персонажей в контекст двух-трех заданий одного занятия. Нередко для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится один сказочный герой, который выполняет разные функции [9].

Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль за ходом выполнения задания и прочее, хотя название «игра» по отношению к предлагаемым логопедом заданиям иногда приобретает несколько условный характер. Проиллюстрируем данные положения примерами ряда игр (см. Приложение А).

Особое значение для общего психического развития детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра. При благоприятных педагогических условиях сюжетно-ролевая игра детей данного возраста достигает достаточно высокого уровня.

Логопед использует возможности сюжетно-ролевой игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи. При этом надо обратить внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в соответствии с той или иной ролью.

Особенностью использования сюжетной игры в процессе фронтальных занятий является то, что ход игры более регламентирован, чем в свободной игровой деятельности детей. Чаще всего это связано с реализацией детьми в контексте игры речевых высказываний, которые инициируются логопедом в соответствии с коррекционными целями занятия.

Нередко в занятия включаются фрагменты сюжетной игры, что связано с реализацией коррекционных задач логопедического занятия.

Так, например, в игре «Строители» каждый из детей участвует в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове-названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» дороги логопед предлагает детям построить гараж для машин и поиграть в свободное время.

Таким образом, разнообразные виды игр и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала) в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия.

Выводы по главе 2

Вторая глава данной курсовой работы была направлена на обоснование методических особенностей использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. По результатам исследования можем сформулировать следующие выводы.

Исследование состояние звукопроизношения и состояния фонематического слуха включает два направления: изучение Состояния звукопроизношения и изучение состояния фонематического слуха.

Эффективным средством коррекции фонетико-фонематического развития детей дошкольного возраста является игра. Специфика обучения игре дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи состоит прежде всего в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребенок овладевает в более раннем возрасте. Ведущими направлениями в руководстве игрой этих детей мы считаем формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализацию активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организацию совместной игровой деятельности дошкольников.

Игры и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. Фронтальные логопедические занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, вызывают у них оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было посвящено изучению темы: «Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Полученные результаты отразим далее в виде выводов согласно решенным задачам.

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нами было выявлено, что изучаемая проблема является актуальной и разрабатывалась такими авторами как                  Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной,                              Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой, Г.А. Каше, И.Л. Калашниковой,                      Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и многими другими.

Проанализированные труды дают основания утверждать, что развитие речевой компетентности является первоочередной задачей специального дошкольного учебного заведения. Коррекционно-развивающая работа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предполагает формирование у дошкольников умений ловко, координировано владеть артикуляционным, дыхательным и речевым аппаратами, четко произносить и различать звуки, воспроизводить составную структуру слов, подбирать соответствующие слова и грамматически правильно строить предложения и высказывания.

В ходе исследования также были рассмотрены особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Так нам удалось определить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется: в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов; в незаконченности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.

Исходя из специфики речевых нарушений детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи им необходим комплекс мер направленных на компенсацию нарушенных функций. Важное место в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста занимает игра.

Исследование состояние звукопроизношения и состояния фонематического слуха включает два направления: изучение состояния звукопроизношения и изучение состояния фонематического слуха. В качестве диагностических заданий детям предлагается: услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи; воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков; выделить звук из цепочки звуков; выделить слог; определить наличие звука в словах; повторить в заданной последовательности 2 слога и другие.

Охарактеризовав роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, можем отметить, что эффективность коррекционных занятий во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, интереса детей к заданиям, учета педагогом имеющегося у детей практического и собственно вербального опыта. Ряд трудностей может быть преодолен посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях. В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые).

Таким образом, резюмируя все выше изложенное можем отметить, что на сегодняшний день проблема преодоления речевых нарушений у детей и выбор оптимальных путей коррекции является актуальной и приобретает большое значение в условиях беспрерывного совершенствования содержания коррекционного обучения в системе дошкольного образования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: