Т е м а: НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
Цели: закрепить знание новых слов; учить детей составлять описательные рассказы о животных Севера. Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет животного Севера.
П. Составление рассказа по плану.
Педагог предлагает план описания животного.
План
1. Кто это?
2. Где живет?
3. Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т. д.)
4. Повадки.
5. Чем питается?
6. Как добывает корм?
7. Враги.
8. Как защищается?
9. Детеныши.
Дети составляют описательный рассказ о любом из животных Севера, придерживаясь плана.
III. Итог занятия.
Занятие 59(113) Обучение рассказыванию
Тема: ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Цели: уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск, военной технике и о военных профессиях; учить составлять рассказ по серии картинок; учить образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки, серия картинок к рассказу «Собака-санитар».
|
|
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто скажет «про пять».
Один солдат - пять солдат.
Один матрос - пять матросов.
Один летчик - пять летчиков.
Одна пушка - пять пушек.
Один пехотинец - пять пехотинцев.
Одно ружьё - пять ружей.
Один пистолет - пять пистолетов.
Один танк - пять танков.
Одна ракета - пять ракет.
Один танкист - пять танкистов.
Один парашютист - пять парашютистов.
Один пулемет - пять пулеметов.
И т. д.
II. Введение в тему.
- Как вы думаете, почему мы вспомнили эти слова?
• Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Февраль».
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья -
Это празднует февраль Армии рожденье.
- Что вы знаете о Российской армии? Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?
- Кто служит в Армии? (Ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик, связист, танкист, артиллерист и др.)
• Составление рассказа по серии картинок «Собака-санитар».
Один солдат был ранен в руку и ногу. Он упал. Раненый лег жал два дня. Вдруг он слышит: фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Раненый был спасен.
III. Итог занятия.
Занятие 60 (116) Формирование грамматического строя речи
Тема: ТРАНСПОРТ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: учить образовывать относительные прилагательные, Обозначающие признаки предмета по материалу и по принадлежности предмета к определенному продукту питания; упражнять в составлении предложений со словами, имеющими форму только единственного или только множественного числа.
|
|
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто составит предложение и назовет, из скольких слов оно состоит.
II. Введение в тему.
- Дети, из чего состоят предложения? Из скольких слов могут состоять предложения? Составьте предложение из четырех слов.
Игра «Скажи какой?» (образование относительных прилагательных).
Дерево - деревянный Молоко - молочный
Стекло - стеклянный Гриб - грибной
Кожа - кожаный Мясо - мясной
Железо - .железный Творог - творожный
Пластмасса - пластмассовый Соль - соленый
Бумага - бумажный Морковь - морковный
Резина - резиновый Рыба - рыбный
Кирпич - кирпичный Вафли - вафельный
Ситец - ситцевый Картофель - картофельный
Шёлк - шёлковый Малина - малиновый
Мех -- меховой и т. д.
- Подобрать предметы, про которые можно сказать «деревянные»; «стеклянные, резиновые, меховые, молочные».
- Составить с данными словосочетаниями предложения.
- Педагог предлагает рассмотреть картинки и назвать их.
- Форма только множественного числа: очки, ножницы грабли, брюки, ворота, клещи, сливки.
- Одни очки и про много мы говорим тоже очки и др.
- Форма только единственного числа: молоко, фарфор, ща вель, крапива, свёкла, хвоя, хлопок, серебро, масло, лук, капуста, морковь.
- Один пакет молока - это молоко и много пакетов - это тоже молоко и т. д.
- - Составить предложения с этими словами.
- III. Итог занятия.
Занятие 61(118) Обучение рассказыванию
Тема: ТРАНСПОРТ. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ «КАК КОЛОБОК СВОЮ СЕСТРИЦУ ДОГОНЯЛ»
Цель: учить детей подробному пересказу сказки с опорой на предметные картинки.
- Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет предложение со словом «девять».
- Один автомобиль - девять автомобилей и т. д.
- (Машина, грузовик, самосвал, автобус, троллейбус, трамвай, паровоз, электричка, поезд, пароход, ракета, самолет и ДР)
II. Чтение сказки.
КАК КОЛОБОК СВОЮ СЕСТРИЦУ ДОГОНЯЛ
- Катился однажды вечером Колобок по луговой тропинке, с кочки на кочку перекатывался. И вдруг видит - катится по небу... другой Колобок. Самый настоящий, с веселыми глазами,
Курносым носом и ртом до ушей. (Выставляется картинка с изображением Луны.) Удивился Колобок и спрашивает:
- Ты кто?
- Сестрица я твоя, Колобок. Давай со мной в догонялки играть.
И покатилась по звёздной дорожке. А Колобок говорит:
- Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а ты, сестрица, от меня не уйдёшь!
Катится, катится Колобок. А навстречу ему Конь-Огонь. (Выставляется картинка с изображением Коня.)
- Здравствуй, Колобок, куда ты катишься?
- Да я сестрицу догоняю.
- Садись, вместе догонять будем.
Вскочил Колобок в седло, и помчался Конь-Огонь. Грива на ветру развевается, искры из-под копыт сыплются, а сестрица всё впереди. Остановился Конь-Огонь и говорит:
- Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать её мне!
Может тебе Машина-Скорые Шины поможет? (Выставляется картинка с изображением Машины.)
Ускакал Конь-Огонь. А Колобок дальше покатился. Прикатился в гараж и говорит:
-Здравствуй, Машина-Скорые Шины! -Здравствуй, Колобок! Куда катишься?
- Да вот сестрицу свою догоняю.
- Садись, вместе догонять будем!
Сел Колобок за руль, и помчалась Машина-Скорые Шины, а сестрица всё впереди. Остановилась Машина-Скорые Шины и говорит:
|
|
- Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать её мне! Может, тебе Тепловоз-Сто Колёс поможет? (Выставляется картинка с изображением Тепловоза.)
Уехала Машина-Скорые Шины, а Колобок дальше покатился. Прикатился на станцию и говорит:
- Здравствуй, Тепловоз-Сто Колёс!
- Здравствуй, Колобок! Куда катишься?
- Вот сестрицу свою догоняю.
- Садись, вместе догонять будем!
Вкатился Колобок по лестнице наверх, и помчался Тепловоз-Сто Колёс. Колёса стучат, земля дрожит, а сестрица всё впереди. Остановился Тепловоз-Сто Колёс и говорит:
- Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать мне её!
Может тебе Самолёт-Быстролёт поможет? (Выставляется кар
тинка, изображающая Самолёт.)
Уехал Тепловоз-Сто Колёс, а Колобок дальше покатился. Прикатился на аэродром и говорит:
- Здравствуй, Самолёт-Быстролёт!
- Здравствуй, Колобок! Куда катишься?
- Да вот сестрицу свою догоняю.
- Садись, вместе догонять будем!
Влез Колобок в кабину, и помчался Самолёт-Быстролёт. Земля внизу осталась, а сестрица всё впереди. Опустился Самолёт-Быстролёт на землю и говорит:
- Проворная у тебя сестрица, Колобок! Не догнать мне её. Может, тебе Ракета поможет? (Выставляется картинка Ракеты.) Улетел Самолёт-Быстролёт, а Колобок дальше покатился. Прикатился на космодром и говорит:
- Здравствуй, Ракета!
- Здравствуй, Колобок! Куда катишься?
- Да вот сестрицу свою догоняю.
- Садись, вместе догонять будем!
Сел Колобок на Ракету, и взвилась Ракета в небеса. Сестрица и оглянуться не успела, а Колобок уже рядом и говорит:
- Теперь ты нас, сестрица Луна, догоняй!