II. Компонентный анализ с использованием оппозиций

Для примера возьмём слово «торф». Напомним, что оппозиционный анализ включает в себя выделение следующих семантических признаков: а) архисемы, б) интегральной семы (сем) и в) дифференциальной семы (сем).

Лексическая единица «торф» входит в тематическую группу «полезные ископаемые»: торф – марганец, руда, уголь, нефть, соль … Следовательно, архисемой является сема ‘полезные ископаемые’.

Составим оппозиции со словом «торф», выделим интегральные и дифференциальные семы: а) торф – нефть, б) торф – уголь.

Для оппозиции торф – нефть интегральной семой является сема ‘горючее’, дифференциальной – сема ‘физическое состояние вещества’ (‘твёрдое’ – ‘жидкое’).

Для оппозиции торф – уголь интегральными выступают семы ‘твёрдое’, ‘горючее’, дифференциальной сема ‘среда образования’ (‘болото’ ‘земля’).

КА может проводиться в двух формах – минимальной и полной.

При минимальном КА ставится цель разграничить значения небольшой группы семантически близких слов, поэтому выделяются не все семы, образующие то или иное значение. Проводится минимальном КА путём интуитивного анализа значений (выделения интегральных и дифференциальных сем), хотя использование словарей не исключается.

Например, проведём минимальный КА для слов «кресло», «стул», «табурет»:

кресло = предмет мебели + для сидения + с подлокотниками

стул = предмет мебели + для сидения + без подлокотников + со спинкой

табурет = предмет мебели + для сидения + без подлокотников + без спинки

Полный компонентный анализ лексического значения имеет целью выявить все компоненты значений сравниваемых больших групп слов.

Полный КА проводится при помощи словарных дефиниций с привлечением, в основном, всей лексико-семантической группы слов, к которой принадлежит исследуемая единица.

Алгоритм полного КА:

1. Выделить лексико-семантическую группу (ЛСГ) слов, к которой принадлежит интересующая исследователя единица.

2. Найти в толковом словаре дефиницию каждого слова выделенной группы и выделить в ней отдельные семы. При этом необходимо использовать несколько толковых словарей.

3. Составить общий список сем, встретившихся в дефинициях слов данной ЛСГ.

4. Построить таблицу семного состава слов анализируемой группы.

ЛСГ слов «лечебные учреждения»

Б о л ь н и ц а – ‘лечебное учреждение, преимущественно для тяжело больных’;

г о с п и т а л ь – ‘больница, преимущественно военная’;

п о л и к л и н и к а – ‘обслуживаемое врачами разных специальных лечебных учреждений для приходящих или находящихся в домашних условиях больных’;

а м б у л а т о р и я – ‘лечебница для приходящих больных’;

д и с п а н с е р – ‘медицинское учреждение, занимающееся не только лечением, но и предупреждением болезней’. ‘’

Из выписанных словарных дефиниций выделяем отдельные семы, которыми являются следующие:

‘лечебное учреждение’,

‘преимущественно для тяжело больных’,

‘военное’,

‘обслуживаемое врачами разных специальностей’,

‘для приходящих больных’,

‘для больных, находящихся в домашних условиях’,

‘предупреждение болезней’.

Составив список сем, строим таблицу семного состава лексической группы.

 

ЛИТЕРАТУРА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

1. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика / Л. М. Васильев. – М.: Высшая школа, 1990. – 176 с.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. – В 3-х ч. Ч. 1 / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 1995. – 208 с.

4. Фомина, M. И. Современный русский язык. Лексикология. – 3-е изд. – М.: Высшая школа,1990. – 415 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт: монография / Н. Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1998. – 341 с.

2. Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики: монография / Н. Ф. Алефиренко. – М.: Гнозис, 2005. ― 326 с.

3. Никитин, М. В. Курс лингвистической семантики / М. В. Никитин. – СПб.: Научный центр проблем диалога, 1997. – 760 с.

4. Никитин, М. В. Основы лингвистической теории значения / М. В. Никитин. – М.: Наука, 1988. – 168 с.

5. Никитин, М. В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика): учебн. пособие для пед. вузов / В. М. Никитин. – М.: Высшая школа, 1983. – 127 с.

6. Новиков, Л. А. Семантика русского языка: учеб. пособие / Л. А. Новиков. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.

7. Плотников, Б. А. Основы семасиологии: учеб. пособие / Б. А. Плотников. – Минск: Вышэйшая школа, 1984. – 223 с.

8. Покровский, М. М. Избранные работы по языкознанию / М. М. Покровский. – М.: АН СССР, 1959. – 382 с.

9. Соколов, О. М. Значение семной типологии для преподавания лексики в курсе русского языка как иностранного / О. М. Соколов // Проблемы описания и преподавания русского языка как иностранного. – М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1989. – С. 5–18.

10. Соколов, О. М. Вопросы структурно-семантической дивергенции в лексике / О. М. Соколов [отв. ред. С. О. Соколова]. – Нежин: ТОВ «Гідромакс», 2009. – 332 с.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Дайте определение семы. Приведите примеры сем.

Какие признаки сем выделяют исследователи?

Из скольких минимальных сем состоит ЛЗС?

Как вы понимаете «открытый» и «закрытый» список сем?

В чем различие между денотативными и

коннотативными семами? Приведите примеры.

Какие выделяют разновидности денотативных сем?

Что такое «классема»?

Что такое «архисема»? Как называют «архисему»?

Как соотносятся «классема» и «архисема»?

Назовите интегральные семы.

Как выделяют дифференциальные семы?

Как различить ядерные и периферийные семы?

В чём заключается роль ядерных и периферийных сем?

Как вы понимаете узуальные семы?

В чём специфика индивидуально-авторских (окказиональных) сем?

Чем отличается окказиональная сема от окказионального слова?

Прокомментируйте имплицитные и эксплицитные семы.

Что такое компонентный анализ и в чём его основной принцип?

Способы проведения компонентного анализа.

Раскройте дефиниционный способ компонентного анализа.

Компонентный анализ с опорой на оппозиции.

Какую цель ставит минимальный и полный компонентный анализ?

Прокомментируйте принцип синтагматической соподчинённости сем.

Приведите примеры доминантных отношений сем.

Приведите случаи поляризации сем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: