Написание истории болезни ребенка имеет свои особенности:
1. Непосредственный контакт с родственниками больного ребенка с целью выявления необходимой информации для диагностики и лечения ребенка.
2. Тщательный сбор педиатрического анамнеза с детальным изучением неонатального периода и формированием заключения и выявлением возможных неблагоприяных факторов в возникновении и развитии рзаболевания.
3. Ежедневное наблюдение за ребенком, написание дневников курации с частотой, зависящей от возраста и состояния больного.
4. Оценка физического, нервно-психического и полового развития с последующей комплексной оценкой состоянияздоровья детей.
5. Выявление возможных факторов риска, связанных с незрелостью органов, критических периодов развития систем, фоновых состояний, которые могут оказать влияние на течение заболеваний и во многом определять его прогноз.
Написание истории болезни студентами происходит по разрабртанной схеме, в которой последовательно указаны все пункты, котрые учащийся выясняет и оценивает в процессе работы с пациентом и его родителями. В процессе работы студент неоднократно отрабатывает мануальные навыки физикального обследования, делает заключение о сотоянии здоровья ребенка, аналитически подходит к оценке данных дополнительных методов исследования с последующим посиндромным обоснованием клиничексого диагноза.
|
|
Таким образом, работа над историей болезни является сложным и творческим процессом, где студент демонстрирует ранее накопленные знания и навыки, закрепляет их, учится логически думать, узнавать дополнительную информацию, способствуя, тем самым развитию клинического мышления, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности врача-педиатра.
Схема написания истории болезни (Приложение 12)
Вопросы для самоподготовки.
1. Особенности педиатрического анамнеза.
2. Периоды детского возраста, классификация, характеристика каждого периода, значение в педиатрии.
3. Классификация состояния больного по степени тяжести.
4. Законы нарастания роста, массы тела, окружностей в различные возрастные периоды, индексы пропорционалности.
5. Критерии оценки нервно-психического развития ребенка в зависимости от возраста, группы НПР.
6. Критерии оценки полового развития у мальчиков и девочек.
7. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на состояние здоровья детей и подростков.
8. Нормальные показатели мочи, крови, кала при цитологических и бактериологических исследованиях у детей в зависимости от возраста.
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
|
|
1. Опрос родителей и детей с целью сбора ананмнеза и выявление жалоб в последовательности, значимой для основной и сопутствующей патологии.
2. Выявление неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды в возникновении и развитии заболевания, выявление факторов риска.
3. Физикальное обследование ребенка по органам и системам.
4. Оценка степени тяжести состояния больного и ее обоснованием.
5. Проведение антропометрии и оценка физического, нервно-психического и полового развития ребенка и подростка (последнее с 12 лет).
6. Определение группы здоровья ребенка и подростка и группы риска.
7. Оценка результатов лабораторного и инструментального обследования с формированием заключения.
8. Выявление симптомов и объединение их в синдромы заболевания с последующей постановкой основного, сопутствующего, фонового, конкурирующего диагноза и выявление осложнений.
9. Назначение пациенту необходимого комплекса диагностических процедур.
10. Написание истории болезни, защита ее перед студентами и преподавателем.
База: соматические отделения ГУЗ КДКБ.
Оснащение занятия:
Амбулаторные карты пациентов
Клинические истории болезни
Тонометры, сантиметровые ленты, стетофонендоскопы.
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010–96 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
9. Контроль знаний осуществляется оценкой усвоения методики осмотра ребенка, проверкой мстории болезни.
Методическая разработка учебных занятий № 32
(для студентов)