-: если владел им в течение года;
-: если владел им не менее двух лет;
-: если владел им не менее трех лет;
-: по истечении трех месяцев;
-: уступка;
450.Момент открытия наследства совпадал с моментом возникновения преемства:
-: sui heredes;
-: всех агнатов;
-: всех когнатов;
-: членов рода;
-: супруга;
Задания для подготовки к занятиям семинарского типа
Занятия семинарского типа для обучающихся по очной форме обучения
Семинар по теме 1: «Предмет, периодизация и структура римского права»
Цели и задачи: провести анализ периодов развития римского права, рассмотреть основные институты римского частного права, выявить факторы, повлиявшие на их формирование, определить динамику развития правовой системы в целом.
Вопросы к обсуждению:
1.Предмет римского права Значение римского права в истории права.
2.Периодизация римского права. Причины расцвета римского права в классический период.
3.Структура римского права. Частное и публичное право.
4.Основные институты римского частного права. Учение об исках.
|
|
5.Цивильное право, право народов, преторское право в системе римского права.
6. Рецепция римского права.
Подготовить ответы на вопросы:
1.Как можно объяснить следующее выражение: «Древний Рим трижды завоевывал мир, сначала легионами, затем христианством и правом»? О каких завоеваниях идет речь, как они связаны с историей римского права?
2.Рассмотрите все виды императорских конституций и определите, какие из них являются источником публичного, а какие – частного права, какие из них могут относиться одновременно и к публичному, и к частному праву.
3.Как следует трактовать выражение римского юриста Марциана о том, что преторский эдикт являлся «живым голосом цивильного права»?
4.Назовите причины рецепции римского права в Германии.
5.Какую роль в рецепции римского права сыграло каноническое право?
Задания для самостоятельной работы: Составление таблицы периодов развития римского права с указанием новелл и хронологических рамок их возникновения, сферы использования и исторической судьбы.
Семинар по теме 2: «Источники Римского права»
Цели и задачи: рассмотреть и сравнить основные источники Римского права.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие и виды источников римского права.
2. Законы.
3. Сенатусконсульты.
4. Эдикты магистратов и преторское право.
5. Кодификация римского права.
6. Кодификация Юстиниана
7. Иные памятники.
Подготовить ответы на вопросы:
В чем отличие обычая от закона? Что такое санкционированный обычай?
Приведите примеры обычаев, прочитав Законы XII таблиц.
Опишите процедуру принятия законов в период Республики.
|
|
Как изменился порядок принятия законов в период империи?
Объясните, каким образом эдикт претора, который действовал только один год, стал источником права.
Почему во II в. эдикты преторов перестали быть источником права?
Как деятельность и мнение юристов стали источником римского права?
В чем причины принятия закона 426 г. «О цитировании юристов»?
Что вы знаете о наиболее известных римских юристах?
Расскажите о разработке и структуре Свода римского права императора Юстиниана.
Докажите ошибочность утверждения о забвении римского права до XI в.
Возникновение школы глоссаторов. Ее подход к изучению римского права.
В чем заслуги и недостатки школы постглоссаторов?
В какой степени римское право повлияло на структуру и содержание Гражданского кодекса Франции 1804 г. и Германского гражданского уложения 1900 г.?
Задания для самостоятельной работы: Составление таблицы по каждому источнику римского частного права с указанием хронологических рамок его возникновения, сферы использования и исторической судьбы.
Семинар с ИАМ по теме 3: «Правовое положение физических и юридических лиц»
Мозговой штурм. Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание основных категорий физических лиц в Римском праве.