Работа в малых группах

Цель - изучить правовое положение физических и юридических лиц, практиковать навыки изучения признаков разных социальных групп; умение выделять основные признаки правового статуса; раскрывать содержание гражданства, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Вопросы к обсуждению: 1. Понятие лица и правоспособности в римском праве. 2. Соотношение между свободой, гражданством и семейным состоянием 3. Правовое положение латинов и перегринов. 4. Правовое положение рабов. 5. Лица самовластные (своего права) и подвластные (чужого права). 6. Юридические лица в римском праве. Казусы:

1. КАЗУС. Аппий в день своего 24-летия получил от дяди в подарок дом, который он сразу сдал в наем Гаю на 2 года. Через полгода Аппий, ссылаясь на то, что ему еще не исполнилось 25 лет, потребовал реституции, так как из-за своей неопытности он не мог найти более выгодного нанимателя и теперь терпит убытки. Прав ли Аппий?

 Если Аппий продал дом Гаю, а через год захотел его вновь перекупить, но Гай отказался, после чего Аппий предъявил требование о реституции, обоснованно доказывая, что он более года назад продал дом на 1/3 дешевле его реальной стоимости, какое решение примет суд?

2. КАЗУС. Гай вступил в брак с Ливией, у которой за шесть месяцев до этого муж погиб на войне. Претор возбудил процесс об объявлении Гая бесчестным. Последний оправдывался незнанием закона, по которому за женитьбу на женщине, носящей траур, гражданин подвергался инфамии. Будут ли эти доводы приняты во внимание? Изменится ли ваше решение, если Гай докажет, что он не знал о том, что срок траура не истек?

3. КАЗУС. Аппий, будучи опекуном Авла, дал согласие на покупку у него раба и на принятие наследства Сервия. Родственник Авла указал на незаконность действий Аппия, так как опекун не может давать разрешения на сделку, относящуюся к имуществу самого опекуна; к тому же умерший Сервий был должником Аппия и в случае принятия наследства Авл становится должником опекуна. Обоснованны ли эти возражения?

4. КАЗУС. Легат (должностное лицо, посланное в провинцию сенатом) после руководства строительством оборонительных сооружений предъявил к самому богатому жителю города требование о возмещении расходов на поездку на том основании, что ответчик – член муниципии (городской общины) и ее граждане несут солидарную ответственность за расходы, которые были осуществлены в интересах всего города. Прав ли легат?

Дискуссия:

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на обсуждаемый вопрос,  и анализируется каждая из них.

Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Правовое положение вольноотпущенников».

Номер задания:1-6,98-110,307-309.

-

Семинар по теме 4:  «Государственное право»

Цели и задачи: рассмотреть эволюцию механизма римского государства.

Вопросы к обсуждению:

1.Порядок комплектования и компетенция сената.

2.Магистраты: сущность, классификация и функции. Порядок избрания и принципы деятельнос­ти.

3.Народные собрания (комиции): порядок формирования и функции.

4.Кризис республики в 1 веке до н.э. и установление военных дикта­тур Суллы и Цезаря. Принципат и доминат.

5.Ре­формы Октавиана Августа. Утрата сенатом, магистратурой и народ­ными собраниями их былого значения.

6. Реформы Диоклетиана и Константина и их последствия.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Правовое положение импера­тора».

Номер задания: 316-324.

Семинар по теме 5: «Уголовное право и уголовный суд»

Цели и задачи: рассмотреть порядок осуществления уголовного судопроизводства.

Вопросы к обсуждению:

1.Виды преступлений в период республики и империи.

2.Классификация наказаний и их особенности (смертная казнь, ссылка, сопряженная с каторжными работами, высылка, тюремное заключение, изгнание, телесные наказания, штрафы и конфискации, позорящие наказания).

3.Идея уст­рашения в период поздней республики и империи и способы ее реализации.

4.Функции судебной власти, судей и жрецов-понтификов.

5.Уголовная юрисдикция консулов и квесторов.

6.Судебная власть народных собраний.

Подготовить ответы на вопросы:

1.Каковы функции судьи в особых комиссиях с участием при­сяжных заседателей.

 2.Дайте характеристику единоличному (когниционному) процессу перио­да империи.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Апелляционное производство».

Номер задания: 325-332.

 

Семинар  с ИАМ по теме 6: «Гражданский процесс»

Цель и задачи: изучить формы гражданского процесса и механизм его реализации.

Мозговой штурм.

Цель – формирование у студента специфических умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание основных признаков гражданского процесса, стадий гражданского процесса; содержания понятий – легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: