Незавершённость формы

О приёмах создания иллюзии в живописи

Роль иллюзии в визуальном восприятии живописи.

Такая формулировка темы, возможно, кого-то озадачит, ведь любое изображение на плоскости уже, по определению, является иллюзией. Когда мы видим, например, объемную форму яблока на плоскости холста, то уже видим иллюзию объема выпуклой формы, трехмерного пространства натюрморта на плоскости холста или бумаги. Но мне хочется обратить внимание любителей живописи на то, каким образом художник создает, образно говоря, «живое» изображение. Как художнику удается сделать, например, березку в пейзаже так, что она, как будто, настоящая, выразительно красуется на первом плане, а лес вдалеке прячется в тумане. Тот же вид, но на фотографии будет реалистичен, но лишен той выразительности, которой обладает живопись. Не хочу сказать что фотография и живопись хуже или лучше друг друга – сравнивать их нельзя. У каждого направления свои цели и своя прелесть. Просто хочу рассказать о некоторых живописных приемах, которые делают живопись «живой». Например, люди часто любят создавать изображение в виде мозаики, в разных техниках, таких как монотипия, аппликация, витраж и т.д. И это не случайно. Ведь, когда изображение создается таким «необычным» образом оно приобретает особую выразительность. Смотришь — на картине пейзаж с закатом, а вглядишься – там какие-то куски краски, размазано всё. Люди, которые сталкивались с живописью, знают, что смотреть её нужно издалека. Это обусловлено как раз иллюзией. Здесь я рассмотрю несколько ключевых приёмов, которыми художники интуитивно часто пользуются, чтобы живопись была более выразительной.

Незавершённость формы.

На вышеприведенной иллюстрации можно увидеть квадрат, контур которого прерывается все больше и больше. Т.е. его форма, так сказать, «не дорисована». Однако зритель понимает, что последняя пятая фигура это квадрат, а не что-то другое. Это происходит потому, что мозг как бы дорабатывает контур рисунка в воображении зрителя. Подобную незавершенность рисунка можно увидеть и в живописи. Ниже позволю себе привести примеры из собственных живописных работ:

«Яхта, освещённая солнцем». Фрагмент.

«Яхта, освещённая солнцем». Картон, масло. Художник: Алексей Епишин.

на фрагменте этюда «Яхта, освещённая солнцем» можно увидеть как «нити» удерживающие парус процарапаны по слою масляной краски и заметны только в начале сверху и в конце снизу. Они не прорисовываются полностью, а дорабатываются нашим воображением. Поэтому такая незавершенность рисунка придает ему легкость, динамику и воздушность. Подобный прием хорошо использовать когда художник изображает еле заметные объекты: нити, веревки, тонкие стебли растений, скажем деревья и травы в пейзаже. Они почти незаметны и если их написать полностью от «а» до «я» то такая линия будет смотреться не естественно. Даже если делать кистью виртуозно тонкие штрихи. Подобная незавершенность рисунка видна в следующей моей работе под названием «Поднимаясь из леса»:

«Поднимаясь из леса». Фрагмент.

«Поднимаясь из леса». Холст, масло. Художник: Алексей Епишин.

здесь ствол и ветви берёзки настолько тонки и легки, что стопроцентная прорисовка сделала бы их тяжелыми и, как ни странно, неестественными. Но используя «эффект незавершённости» мы создаем иллюзию, которая достигает нашей цели лучше, чем скрупулезная прорисовка всего ствола березки. Ствол то появляется, то исчезает. Он словно прозрачный. Такой прием создаёт иллюзию естественной легкости, динамичности, утончённости молодой березки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: