Подмалёвок и пастозная краска

В масляной живописи краска позволяет использовать её по-разному. Её можно развести до прозрачного состояния растворителем, а можно писать корпусно, пастозным слоем. В традиционном подходе к технике письма, сначала, на холст наносят подмалёвок, а потом уже прописывают завершающим слоем. Так вот, подмалёвок – это прозрачный слой краски, а основной слой – это пастозная краска. Прозрачные слои также используют в лессировках. Прозрачный слой оставляют на тех участках холста, где изображение тёмное, где предметы находятся в тени. Пастозные мазки краски укладывают на светлых участках изображения или на освещённых сторонах предметов. Но «Зачем?» — спросите Вы. Дело в том, что если темный участок написать пастозной краской, он будет «глухим». А прозрачный слой создаёт воздушность, как бы пространство за слоем краски. Светлые же участки, наоборот, воспринимаются более фактурно и выразительно если их прописать пастозной краской. Проиллюстрировать это будет сложно, так как на экране такие эффекты плохо видны. Тем не менее, привожу пример:

«Заключительный аккорд». Холст, масло. Художник Алексей Епишин

В заключении, хочу сказать, что перечисленные мной «эффекты» являются лишь некоторыми приемами создания иллюзии в живописи. В реальной работе художник руководствуется не заученными схемами, а интуицией. Несмотря на то, что всё вышеизложенное мной, является известным в классической художественной школе, каждый способ нужно «прочувствовать». Ведь, у каждого художника свой почерк, своё видение, свой стиль письма. И те пять способов, что я описал, можно применить по-разному. Выразить по-разному. Хочется ещё подчеркнуть, что таких «эффектов» может насчитываться множество, а не только пять, упомянутых выше. Дело в том, что художник, фактически, по ходу работы импровизирует, создаёт новые «фокусы», поэтому у каждого художника свой багаж приёмов. Художник передает образ. А чтобы передать образ нужно руководствоваться не только схемами, а тем, что называется творческое мышление. И оно должно быть в приоритете. Например, чтобы написать массу листвы на дереве, художник может использовать подтёки краски, процарапывание мастихином, подмалёвок, смазывание кистью, протирку кистью… А вот, как он это всё использует, как он создает иллюзию, как он передаёт образ – это во многом загадка. Тут ключевую роль играет ассоциативное мышление, когда человек не срисовывает изображение, а использует некое решение. Решение, которое рождается «на ходу» в процессе работы. Решение, которое передаёт образ лучше, чем кропотливое срисовывание. Художник может часами миллиметр к миллиметру рисовать, к примеру, ветку дерева. А может — с размаху чиркнуть кончиком кисти по холсту, «ляпнуть» краской, процарапать мастихином так, что это «пятно» будет реальнее, чем «добросовестное» копирование натуры. В следующих моих пейзажах Вы можете увидеть такие мазки, разводы, процарапывания…:

«Ель, освещённая солнцем. Ярославль.» Холст на картоне, масло. Художник Алексей Епишин. «Май на реке». Холст на картоне, масло. Художник Алексей Епишин.

«Морской прибой». Холст на картоне, масло. Художник Алексей Епишин.

«Купеческие пристани конца 19 в. Саратов». Холст на картоне, масло. Художник Алексей Епишин. «Под золотистым клёном». Холст, масло. Художник Алексей Епишин.

Поэтому, очень важно научиться передавать образ, творчески задействуя ассоциативное мышление – это впоследствии сформирует свой почерк и свой стиль письма. Но вместе с тем, не забывать про ключевые принципы и основополагающие законы в живописи.

 

Литература:

«ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

К. Даглдиян. Учебное пособие, издание второе. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010 г.

«ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Редактор: И. Абельдяева, издательство Академии художеств СССР, Москва, 1960 г.

«РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. КОМПОЗИЦИЯ: ХРЕСТОМАТИЯ». Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Сост. Н. Н. Ростовцев и др. — М.: Просвещение, 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: