Предмет социальной философии

Лекция 19. Общество как система в философии.

План лекции:

1. Введение.

2. Предмет социальной философии.

3. Общество – это система взаимоотношений.

4. Природа общества.

5. Сферы общественной жизни.

5.1.Материально-экономическая.

5.2.Духовная.

5.3.Политическая.

5.4.Социальная.

 

Вопросы

1. Почему общество можно представить, как систему? Какие подсистемы принято выделять в нём?

2. Какие типы экономических систем вы знаете? Что характерно для каждого типа?

3. Какие черты отличают постиндустриальное общество? Как вы думаете, в каких странах постиндустриальное общество уже стало реальностью?

4. Что такое социальная структура общества?

5. Что такое «средний класс»? Самостоятельно определите основные причины социального неравенства. Запишите их в тезисном виде.

6. Какие признаки присущи государству?

7. Что такое «гражданское общество»?

8. Какие уровни общественного сознания вы знаете? Приведите примеры. Что характерно для каждого из них?

 

Введение.

Различные стороны жизни общество изучают многие научные дисциплины – социология, история, экономика, социальная психология и др. Такие области философии, как социальная философия и философия истории, тоже изучают общество, но по-своему. Задачей социальной философии является раскрытие сущностных характеристик общества, рассмотрение его как особой части окружающего человека мира, выявление специфика происхождения общества, его строения, функционирования и развития. Философия истории интересуется направленностью исторического процесса, его тенденциями и перспективами, она устанавливает механизмы и фазы становления и развития человечества. Но и в том, и в другом случае речь идет об обществе, поэтому целесообразно сосредоточить наш разговор именно на этом понятии.

Если попытаться определить «общество» в самом общем смысле, то это -  совокупность людей и их взаимоотношений. Но люди, составляющие общество, сами включены в различные социальные группы – нации, классы, профессиональные сообщества и т.п., которые также являются элементами общества. Поэтому современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.  Таким образом, общество понимается как определённая целостность, а не просто механическая сумма различных элементов и форм.

 

Предмет социальной философии

Социальная философия - составная часть любой философской системы, важнейшая философская дисциплина, которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества.

Социальная философия выполняет целый ряд функций. Мировоззренческая состоит в выработке определенного целостного взгляда на строение, функционирование и развитие общества, его прошлое, настоящее и будущее; критически-рефлексивная - в осмыслении современного этапа социального развития с точки зрения представлений об идеальном, совершенном устройстве общественных порядков; методологическая - в определении границ предмета частных социальных и гуманитарных дисциплин - политологии, социологии, истории и т.д., в разработке базовых принципов и понятий этих дисциплин. Есть и другие функции - интегративная, просветительская, но указанные принято считать главными.

Сложность выполнения социальной философией своих функций вызвана тем, что до сих пор все попытки создать единую и единственную социально-философскую теорию общества заканчивались неудачей. Вообще говоря, существование многих решений основных проблем социальной философии вполне правомерно. Каждое философское направление может по-разному оценивать современное состояние общественной жизни и перспективы на будущее - от наивно-оптимистических взглядов до апокалипсических. Разнообразие теоретических подходов и поиск общего в них представляют собой две стороны бесконечного процесса развития социально-философской мысли.

Содержательный разговор требует решения вопроса о том, чем отличается рассмотрение общества в общетеоретической философии как учении о бытии от рассмотрения общества с позиций социальной философии.

При рассмотрении качественной специфики социального бытия как особого рода бытия, его коренного отличия от природы общество берется как некоторая нерасчлененная целостность. Так, в европейской философии, начиная с Нового времени, получила распространение концепция раскрытия этой специфики через деятельностную сущность человека. Именно Человек с большой буквы выступает олицетворением бытия общества в целом, его синонимом и эквивалентом. Как родовое существо он, с одной стороны, раскрывает свои природные задатки и способности в свободе и творчестве, в деятельности по преобразованию природного мира и утверждению себя в нем. С другой стороны, в ходе активной преобразовательной деятельности он меняется сам, в том числе его знания, идеалы, цели и ценности, представления о смысле жизни и своем предназначении.

Такой взгляд на деятельностную природу человека является по происхождению и сущности новоевропейским. Он лежит в основе капиталистической, техногенной цивилизации. В других цивилизациях, в философских системах Древнего Китая, Индии, античной Греции содержатся иные представления о природе и назначении человека, о социальном бытии, которые до сих пор оказывают огромное воздействие на современную культуру, философскую и общественную мысль этих стран.

Так, в философии индуизма утверждается социально пассивный и политически индифферентный идеал человека, предполагающий полное растворение индивидуального сознания в космическом, абстрактном сознании, а медитация выступает средством достижения идеала. В философии конфуцианства говорится о существовании в мире неизменного космически-нравственного порядка. Человеку предписывается общественно-активная позиция, направленная на сохранение этого порядка. Отсюда культ чиновника и морально-практического знания, выступающего основой правильного, лояльного поведения человека в обществе. На арабском Востоке в социальной философии ислама утверждается жесткое подчинение его религиозным нормам. Фигура воина выступает образцом поведения для всех людей, она как бы задает принципы решения конкретных проблем во всех сферах жизни, в том числе и в личной.

Сама специфика социально-философского взгляда на общество заключается, в частности, в рассмотрении его как дифференцированной и сложноорганизованной целостности, выявлении его существенных черт, строения, закономерностей функционирования и развития. О том, что общество – это сложноорганизованная целостность, мы будем говорить далее.

Названное в качестве исходных всеобщих характеристик общества не содержит в себе в явном виде тех принципов, согласно которым оно как целостность дифференцируется, становится сложноорганизованной и расчлененной целостностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: