Общество - это система взаимоотношений. Системный подход к понятию общества

Таким образом. Социальная философия представляет собой теорию и методологию познания общества. Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система во взаимодействии всех ее сторон, а также законы его функционирования и развития.

Общество – это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

1. Общество – это необходимая и естественная форма совместной жизни людей.

2. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.

3. Общество воспроизводит (кроме самих людей) основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

В античности общество рассматривалось как часть природы, а его возникновение связывалось с естественной потребностью людей в совместной жизни. В Средневековье понятие общества заменилось понятиями «государство», «страна», «народ». В философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо отдельные стороны социального бытия – этические, политические, экономические и др. Лишь в Новое время, в эпоху становления капитализма, начинает формироваться представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличающегося от существования природы и человека.

В эпоху Просвещения в рамках философии истории формируется социологическая проблематика. Таким образом, с XVIII века история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество стало превращаться в самостоятельный объект изучения. Философия истории Г. Гегеля – первое систематизированное учение об обществе. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». В «позитивной» философии О. Конта было провозглашено создание новой науки – социологии, где общество предстает как самостоятельный объект изучения.

Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реально существуют только отдельные люди, а общество представляет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию. Большинство философов признает, что общество – это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая несводима к простой сумме составляющих общество индивидов.

В качестве субъекта общественных отношений в различных социальных теориях выступают элементарные единицы, составляющие общество: отдельные люди; объединения людей; их социальные связи, получающие свое выражение в социальных институтах и организациях; определенные виды социального взаимодействия и др.

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

Системный подход (системный анализ) к изучению общества, рассматривающий общество как систему и как процесс, сложился во второй трети XIX в. и получил особое распространение в середине XX в. в исследованиях О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода состоят в следующем

1. Основным признаком системы является ее целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т. е. порядком и содержанием связей между элементами.

2. Элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы (так, в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества).

3. Системный подход к изучению общества предполагает рассмотрение его как открытой системы, т. е. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается множество внешних условий существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой.

4. Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить ее и возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысления природы является проблема взаимодействия природы и общества.

5. Системный подход признает целенаправленный характер поведения – и системы в целом, и отдельных ее элементов – т. е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций. Функциями элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.

 

Природа общества.

Понятие «общество» обычно раскрывается в сопоставлении с понятием «природа». Под природой в наибо­лее общем смысле мы понимаем окружающий нас мир в целом, под обществом — обособившуюся часть природы, условие и резуль­тат деятельности человека.

В этом определении подчеркивается, что: 1) общество про­является как особое пространство надприродной (отличной от биологической) деятельности; 2) оно не возникает спонтанно, а создается как результат специально организованной челове­ческой жизнедеятельности; 3) человек в свою очередь — не только творец, но и продукт общества. Такое понимание обще­ства является наиболее широким, включая в себя все человече­ство, т.е. всех без исключения людей, живущих на разных тер­риториях, существующих сейчас, существовавших ранее и тех, кто будет жить в будущем. Помимо самих людей в общество включаются разнообразные социальные группы и обществен­ные институты, связи между ними и формы их деятельности.

Можно также говорить об обществе в узком смысле (ин­формационном обществе, российском обществе или обществе с ограниченной ответственностью). Варианты употребления понятия «общество», как правило, различаются по наличию (или отсутствию) определения: «первобытное», «гражданское» и т.д.

О происхождении понятия «общество». В русском языке слово «общество» восходит к праславянскому корню obbtio — то, что вокруг и подразумевает помимо прочего способность людей очеловечивать, преобразовывать мир вокруг себя, а также объединять людей вокруг общих идей, потребностей, интересов. Понятие «общество» иногда заменяют на синонимичное по­нятие латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» — на «социальный»). Латинский глагол socio означает объединять, присту­пать к совместному труду. Таким образом, изначально в понятии социума присутствуют значения объединения, сотрудничества.

В истории философии представлены различные варианты понимания природы общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают реша­ющими в развитии общества материальные факторы — приро­ду, экономику, технику, а второй — духовные — религию, нау­ку, политику. Рассмотрим обе точки зрения подробнее.

При материалистическом понимании природы общества под­разумевается, что общество развивается под воздействием объ­ективных, независимых от сознания людей факторов — особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д.

Изначально ведущим фактором образования и развития общества считалась природа. В мифологическом мировоззре­нии общество еще не отделялось от окружающего мира. Появление философии позволило рассматривать обще­ство и природу как различные, относительно самостоятельные миры со своими особенностями и законами. Однако влияние природных факторов (географической среды, климата) на об­щество все еще считалось определяющим. Например, древне­греческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) полагал, что нравы, характер, особенности общественных отношений и государственный строй зависят от географических условий и климата той или иной местности. Эта точка зрения в дальней­шем стала известна как «географический детерминизм».

В XIX в. решающую роль природной среды в общественном развитии подчеркивал английский ученый Генри Томас Бокль (1821-1862). В своей книге «История цивилизации в Англии» он писал: «Если мы станем рассматривать, какие физические факторы имеют самое могущественное влияние на род человеческий, то найдем, что их можно подвести под четыре главных разряда, а именно: климата, пищи, почвы и общего вида природы.»

Некоторые другие ученые возвращаются к дофилософским идеям, вновь связывая воедино общество и природу. Так, философы-космисты Владимир Вернадский и Константин Циол­ковский считали, что общество — природное образование, ес­тественный этап эволюции Космоса; важная ступень для буду­щего перехода человечества на новый, космический этап жизнедеятельности.

В философии марксизма основным фактором развития об­щества считается экономика. Для того чтобы заниматься искус­ством, наукой ит.д., человеку необходимо прежде удовлетво­рить первичные потребности — в пище, жилье, одежде и т.д. Удовлетворяя эти потребности, человек создает орудия труда, перерабатывает сырье, вступает в отношения обмена, распре­деления с другими людьми ит.д. Характер хозяйствования в конечном счете определяет основные черты развития общест­ва (первобытно-общинного, феодального, капиталистическо­го и т.д.) и его духовную жизнь.

Ряд учений XX — начала XXI в. усматривает ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911—1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на со­стояние общества. Устная речь формирует традиционное обще­ство; изобретение Иоганном Гугтенбергом печатного станка ак­тивизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведет к появлению «сверхин­теллекта» и формированию современного информационного общества. Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) пишет, что развитие общества является следствием «трех волн» - трех технологических революций - аграрной, индуст­риальной и постиндустриальной.

При идеалистическом понимании природы общества на пер­вое место ставятся духовные факторы развития — религия, нау­ка, политика и т.д.

Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), который, проведя анализ данных о социальном положении протестантов и католиков в Западном мире, пришел к заключению, что подавляющее большинство капиталистов и успешных предпринимателей — протестанты. На основании этого он делает вывод, противоположный марк­систскому: не экономика определяет религию, а религия как стиль жизни предопределяет экономические особенности. Так, европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму с его ведущими ценностями — трудолюбием, бережливостью, расчетливостью и т.д.

Начиная с Нового времени, когда наука отвергла средневе­ковую схоластику и предложила новые общезначимые ценно­сти, стало утверждаться мнение о ее центральном положении в системе сфер человеческой жизни. Большая часть философов XVII—XVIII вв. была уверена, что жизнь общества может стать упорядоченной и успешной, если оно будет управляться на на­учных основаниях. Научные открытия должны облегчить труд человека и привести к расцвету творчества и культуры, повы­шению уровня образованности и грамотности, т.е. в конечном счете к всеобщему благоденствию. К середине XIX в. оформля­ется течение сциентизма, представители которого, например, французский философ и социолог Огюст Конт (1798—1857), абсолютизируют роль научного знания в социальном разви­тии.

Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор соци­ального развития в политике и государственном регулирова­нии. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти идентично понятию «политический»: социальную жизнь он рассматривал как систему отношений между граж­данами города-государства. Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) утверждал, что без каждодневного госу­дарственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в бесконечную «войну всех против всех», т.е. распадается на части.

Очевидно, что все названные факторы — природа, эконо­мика, техника, религия и т.д. — оказывают существенное влия­ние на развитие общества и характер общественных отноше­ний. В противовес всем перечисленным концепциям, где при­оритет отдается какому-то одному фактору, общество может рассматриваться и как сложная система, где важность различ­ных факторов, как материальных, так и духовных, в разных си­туациях разная: иногда на первое место выходит природа, ино­гда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: