Текст 4. О нежелании делать жизнь счастливой

Н. И. Козлов — современный российский психолог

К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через «не хочу», через смех сверстников, а другой каждое утро валялся и очень себя ЖАЛЕЛ. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать.

Но я знаю их предысторию и второму — не сочувствую. И я помню об этом, когда ко мне приходят Клиенты с Проблемами. И я уже вижу, что они двадцать лет жалели себя и ничего с собой и своей душой не делали, а теперь приходят — вы знаете, у меня, кроме проблем, ничего нет! Мне плохо! Спасайте меня! Посадите меня к себе на шею и тащите меня к жизни светлой, ибо я двадцать лет себя не напрягал и даже спасать себя сам не привык!..

Да, я знаю, что некоторым из них действительно по жизни не везло. Я встречал тех, на кого жизнь наваливала испытания, выдержать которые они действительно не могли. Сломленный и больной не хорош и не плох — это просто человек сейчас в таком состоянии. Весь вопрос в том, как он к этому относится. Что он с ним делает? Что делает при этом? Жалеет себя или учится стойкости? Ищет, на ком бы теперь ездить, или учит себя снова стоять на ногах?

Козлов Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. — М., 1998. — С. 323—324.

Вопросы и задания: 1. Как, по мнению автора, можно сделать жизнь счастливой? 2. Каким людям Н. И. Козлов не хочет сочувствовать и почему? А каково ваше отношение к таким людям? 3. Попробуйте оценить, что преобладает в вашем отношении к себе сегодня: жалость или стремление преодолевать трудности. Заметны ли какие-либо ваши собственные достижения в борьбе с самим собой? Поделитесь своими соображениями об этом.

Текст 5. Кто я?

А. де Сент-Экзюпери (1900—1944) — французский писатель

Человек — общая мера для этого народа и для меня... Человек — общая мера для всех моих товарищей...

Если из людей моей духовной культуры кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. Основа нашего единства — Человек, который выше каждого из нас...

Точно так же узнают себя в Человеке и французы Франции, и норвежцы Норвегии. Человек связывает их в своем единстве и в то же время, не вступая в противоречие с собой, помогает расцвету того неповторимого, что присуще каждому из этих народов. Дерево тоже проявляет себя в ветвях, не похожих на корни. И если в Норвегии пишут сказки про снег, если в Голландии выращивают тюльпаны, если в Испании импровизируют фламенко, все это обогащает Человека, живущего в каждом из нас.

Сент-Экзюпери А. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. — М., 1977. — С. 316—318.

Вопросы и задания: 1. Как писатель отвечает на вопрос «Кто я?». 2. Выделите в тексте характеристики Человека. 3. Поясните, что олицетворяет в данном тексте образ дерева, его ветвей и корней. При ответе обратитесь к тексту учебника об индивиде, индивидуальности, личности.


1 Ангел — в религии служитель Бога. Ангелом иногда называют человека, воплощающего добро и красоту.
2 Деструкция — разрушение.
3 Свойство — сторона (признак, качество) предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и обнаруживающаяся во взаимодействии с ними.
4 Знания — результат процесса познания.
5 Навык — умение, созданное упражнениями, привычкой.
6 Умение — владение способами применять усвоенные знания на практике.
7 Культ вещей — преклонение перед вещами.
8 Эмоциональная (от эмоция) — душевное переживание, чувство.
9 Волевое начало (от воля) — способность выбрать цель деятельности и приложить внутренние усилия для ее достижения.
10 Статус — положение.
11 Заповедь — правило, норма.
12 Абсурд — нелепость, бессмысленность.
13 Дикари — люди эпохи дикости, как называет ряд ученых период становления человека и раннего родового строя. В другом значении — народы, живущие в условиях родового строя.
14 Варвары — народы эпохи варварства, периода истории от изобретения гончарного производства до появления письменности.
15 Традиции — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения.
16 Уклад — установившийся порядок.
17 Общественные институты — формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций.
18 Эпиктет — римский философ (ок. 50 — ок. 140).

 

Часть II.
ЛИЧНОСТЬ. МОРАЛЬ. ПРАВО




















Глава V. ЛИЧНОСТЬ И МОРАЛЬ

Тема 30. ЛИЧНОСТЬ И МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Текст 1. О личности

В. Э. Чудновский — современный отечественный ученый, педагог, психолог.

В слове «личность» отражается наиболее существенное в человеке — его «сердцевина», ядро... потребности, интересы, склонности... взгляды и убеждения. Личность — наисложнейшая система... И наиболее важным... в этой системе является то свойство человека, которое выражается в способности не только становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями, но и «сделать себя самого», «строить» и реализовывать «модель» будущей жизни.

Конечно, далеко не каждый человек достигает такого уровня развития. Противоположным полюсом является податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации. Ситуационность, характерная для маленького ребенка, в ходе воспитания и развития личности должна быть преодолена. Но так бывает далеко не всегда... По данным специально проведенных исследований ситуационность характерна для многих «трудных» подростков, которые стоят на «грани» между обычными школьниками и малолетними правонарушителями. Она является как бы психологической предпосылкой совершения правонарушений. Сам образ жизни такого подростка — наглядное воплощение ситуационности поведения. Они больше всего любят праздность — бродить по улицам, сидеть в подъездах, завязывать случайные знакомства... Большинство из них ограничивает свои интересы удовлетворением примитивных или общественно вредных потребностей... У них... слаба нравственная мотивировка поступка.

Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997. — С. 88.

Вопросы и задания: 1. Какое свойство человека, по мнению автора фрагмента, является наиболее важным в сложной системе личности? 2. Объясните, как вы понимаете следующие выражения: «способность становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями», «сделать себя самого», «строить и реализовывать модель будущей жизни». (Если у вас возникнут затруднения, посоветуйтесь с кем-нибудь из взрослых.) 3. Сопоставьте характеристики личности: приведенную в тексте учебника и изложенную в данном фрагменте. Что вы находите в них общего? Какие видите новые, дополнительные черты? 4. Чем опасен противоположный полюс развития человека — податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации? Почему важно уметь преодолевать ситуативность? 5. Привлекая материал учебника, объясните, каким путем следует идти, преодолевая в себе податливость, ситуативность, формируя свою личность, «делая себя самого».

Текст 2. О ценностях

Д. С. Лихачев (1906—1999) — ученый и общественный деятель, академик Российской академии наук

Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1989. — С. 24, 238.

Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль каждого из приведенных фрагментов? 2. Сопоставьте главные мысли этих фрагментов. Если вы решите, что они противоречат друг другу, постарайтесь это доказать. Если же, напротив, увидите, что они дополняют друг друга, объясните, почему вы так считаете. 3. Найдите в тексте учебника (раздел «Понятие ценности») мысли, созвучные тем, которые высказаны в этих отрывках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: