Реформа не подкреплена утвержденной должным образом нормативно-правовой базой и является по своей сути экспериментом

КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖАЛОБА

о недопустимости проведения реформы дополнительного образования

детей в Архангельской  области

 

Уважаемый Сергей Сергеевич!

 

В июне 2019 года родительской общественности Архангельской  области стало известно, что в регионе планируется осуществление реформы системы дополнительного образования детей (далее – реформа ДО), в том числе введение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее – ПФДО) с выдачей электронных сертификатов (https://mo.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/24-06-2019-13-41-40-v-podmoskove-vvedut-sertifikat-dlya-oplaty-detskikh).

Данные мероприятия планируется осуществить в рамках регионального сегмента федерального проекта «Успех каждого ребенка» в составе национального проекта «Образование», принятого Министерством просвещения Российской Федерации к исполнению в 2018 году.

Реформа будет осуществляться по следующим основным направлениям (перечислены наиболее важные):

Во-первых, изменится система оплаты программ дополнительного образования, которая теперь будет включать механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), осуществляемого по разработанной федеральным центром методике.

Во-вторых, реформа дополнительного образования направлена на вовлечение в сферу дополнительного образования представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций.

В-третьих, реформа дополнительного образования включает в себя мероприятия, которые по мнению реформаторов, должны повысить качество и доступность дополнительного образования для детей.

 

По результатам анализа основных положений реформы дополнительного образования детей в Архангельской области  родительская общественность заявляет о недопустимости ее осуществления и требует незамедлительного прекращения ее проведения в регионе на основании нижеизложенных обстоятельств:

1. Реформа не подкреплена утвержденной должным образом нормативно-правовой базой и является по своей сути экспериментом.

2. Реформа не устраняет правовой пробел и в противоречие заявленным целям реформы не закрепляет право на бесплатное качественное дополнительное образование детей ни в Конституции РФ, ни в федеральных законах, оставляя сферу дополнительного образования детей в ведении региональных и/или муниципальных властей.

3. Реформа не была широко обсуждена с родительским, педагогическим и экспертным сообществом.

4. Практическая реализация реформы противоречит требованиям действующего законодательства, а именно:

- реформа не учитывает право граждан на отказ от автоматизированной обработки персональных данных и право граждан на отказ от получения государственных услуг в электронной форме посредством РПГУ (требования 152-ФЗ и 210-ФЗ);

- реформа приведет к повсеместному превышению педагогами и директорами образовательных организаций своих должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

- реформа будет способствовать нарушению равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 136 УК РФ);

- реформа предусматривает присвоение обучающимся номеров-идентификаторов, что умаляет достоинство личности (статья 21 Конституции РФ) и нарушает нормы Нюрнбергского трибунала;

- реформа не предусматривает права родителей на исключение своих персональных данных и персональных данных своих детей из информационных систем, в том числе ЕИСДОП;

- реформа нарушает право граждан на неприкосновенность частной жизни, способствует установлению избыточного сбора информации, контроля за личностью, а также многократно повышает риски несанкционированного доступа третьих лиц к консолидированной информации о детях и их семьях (статьи 23, 24 Конституции РФ).

5. Реформа в части внедрения системы ПФДО провалилась в пилотных регионах либо была отвергнута ими на первоначальном этапе ее рассмотрения.

6. Реформа в части внедрения системы ПФДО закладывает механизмы хронической недофинансированности государственных образовательных организаций.

7. Реформой не предусмотрен механизм воздействия на поставщиков услуг для регулирования цен на дополнительное образование детей.

8. Реформа будет способствовать внедрению механизма «софинансирования» дополнительного образования со стороны родителей с последующим полным переводом ДО на коммерческие «рельсы».

9. Реформа негативно отразится на увлеченных детях, посещающих две и более образовательные программы (около 50 тысяч детей в Московской области), а также на незащищенных слоях населения.

10. Реформа приведет к ухудшению качества дополнительного образования посредством сокращения количества программ, их вариативности и наполненности.

11. Реформа приведет к снижению численности государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования иподготовит платформу для их дальнейшей приватизации.

12. Реформа приведет к увольнению высококвалифицированных кадров из сферы дополнительного образования и общему снижению кадрового потенциала области (затронет около 13 тысяч педагогов дополнительного образования в регионе).

13. Реформа будет способствовать передачеинициативы по управлению системой ДО негосударственным коммерческим и некоммерческим организациям, откроет доступ для встраивания в систему ДО прозападных НКО и деструктивных сект.

14. Реформа будет способствовать «кастовизации» и социальному расслоению общества, при этом заказчиками «каст» будет крупный бизнес.Реформа ДО – это часть глобального социального и политического эксперимента по социальной стратификации и, фактически, формированию нового общественного уклада.

Планируемая реформа дополнительного образования детей носит деструктивный характер и направлена на демонтаж существующей в настоящий момент системы дополнительного образования детей, ее последствия необратимы, а декларируемые цели ничтожны либо недостижимы.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления», ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006, № 119-ФЗ «Об информации, информационных технологиях о защите информации», родительская общественность требует:

- подтвердить право граждан на получение дополнительного образования детей:

БЕЗ выдачи сертификатов ПФДО,

БЕЗ регистрации на РПГУ,

БЕЗ подписания согласия на автоматизированную обработку персональных данных,

БЕЗ внесения данных в ЕИСДОП;

- подтвердить факт равенства прав детей на дополнительное образование вне зависимости от наличия или отсутствия сертификатов ПФДО;

- направить в образовательные организации и муниципалитеты распорядительное письмо о профилактике дискриминации детей по вышеизложенным признакам;

- обсудить мероприятия реформы с широкой общественностью и педагогами, осуществить формирование общественной комиссии или иного органа для осуществления форм общественного контроля;

- рассмотреть вопрос внесения изменений в целевую модель развития региональной системы посредством исключения из нее модели ПФДО (либо распространения данной практики исключительно на коммерческие организации), исключению либо минимизации работ по построению индивидуальных учебных планов, развитию сетевой формы образования и бизнес-наставничества;

- до момента завершения общественного обсуждения и внесения изменений в план мероприятий реформы полностью приостановить проведение реформы.

Кроме того, просим ответить Вас на следующие вопросы практической реализации реформы:

Какова нормативная правовая база проведения реформы (в частности реквизиты документа, которым был утвержден региональный проект «Успех каждого ребенка»)?

Каковы критерии успешности реализации реформы? Каковы ожидаемые от ее реализации социальные, политические, экономические эффекты?

Какая организация является оператором персональных данных в системе ЕИСДОП?

 

В соответствии со статьями 24 (часть 2) и 33 Конституции РФ и требований ФЗ-59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» письменный ответ по существу заданных вопросов, а также результаты рассмотрения изложенных в жалобе предложений требуем направить по адресу: д. Ершевская, ул. Дорожная, д.9 – 1, Красноборского района, Архангельской области, а также на адрес электронной почты olzaoz@mail.ru, в установленный законодательством срок.

 

 

Приложения: 1. Подписной лист на____л. в ___ экз.

Приложение № 1

к коллективной жалобе от _____________

«О недопустимости проведения реформы дополнительного образования

детей в Архангельской  области»

 


ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

 

N п/п ФИО подпись телефон
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      \\        
       
       
       
       
       
       
       
       
       
         
         
         
       
       
       

 


 

Приложение № 2

к коллективнойжалобе от _____________

«О недопустимости проведения реформы дополнительного образования

детей в Московской области»

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

на тему:

«Негативные последствия реформы дополнительного образования детей в Московской области, проводимой в рамках регионального сегмента федерального проекта «Успех каждого ребенка», и дискриминацияконституционных и иных прав граждан в процессеее реализации»

подготовлена к коллективной жалобе родительской общественности

 

 

июль 2019 года

В июне 2019 года родительской общественности Московской области стало известно, что в регионе планируется осуществление реформы системы дополнительного образования детей (далее – реформа ДО), в том числе введение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее – ПФДО) с выдачей электронных сертификатов (https://mo.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/24-06-2019-13-41-40-v-podmoskove-vvedut-sertifikat-dlya-oplaty-detskikh).

Данные мероприятия планируется осуществить в рамках регионального сегмента федерального проекта «Успех каждого ребенка» в составе национального проекта «Образование», принятого Министерством просвещения Российской Федерации к исполнению в 2018 году.

Одной из заявленных целей национального проекта «Образование» является: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», что планируется осуществить посредством увеличения к 2024 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 80% (в настоящий момент данный показатель в среднем по России составляет 71%).

Следует отметить, что в настоящий момент существует правовой пробел на федеральном уровне и право на общедоступное и бесплатное дополнительное образование детей не закреплено ни Конституцией РФ, ни федеральным законодательством.

Однако в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепляет полномочия организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит, по мнению разработчиков реформы, к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

Проведение реформы дополнительного образования детей, в том числе изменение принципа его финансирования через систему ПФДО, по мнению авторов реформы, будет выступать некой гарантией со стороны государства на общедоступное и бесплатное дополнительное образование детей, что положительно отразится на показателях охвата детей, вовлеченных в систему дополнительного образования.

Реформа будет осуществляться по следующим основным направлениям (перечислены наиболее важные):

Во-первых, изменится система оплаты программ дополнительного образования, которая теперь будет включать механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), осуществляемого по разработанной федеральным центром методике.

Ребенку или его законному представителю, желающему получить дополнительное образование по определенным программам, необходимо будет зарегистрироваться на Региональном портале государственных услуг (далее – РПГУ) и получить электронный сертификат – номер-идентификатор, генерируемый системой автоматически и сохраняемый за ребенком с 5 до 18 лет.

Ежегодно на данный номер-идентификатор муниципалитет и/или региональные власти будут начислять определенную сумму бюджетного финансирования, так называемую номинальную стоимость сертификата (по информации из сети Интернет номинальная стоимость сертификатов для Подмосковья составит в среднем 12 тысяч рублей), которая будет ежемесячно списываться по мере прохождения ребенком той или иной образовательной программы. Количество программ в теории не ограничено и зависит только от номинальной стоимости сертификата, устанавливаемой каждым муниципалитетом в отдельности, а также стоимости самих программ, устанавливаемых образовательными организациями.

Во-вторых, реформа дополнительного образования направлена на вовлечение в сферу дополнительного образования представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций.

Будут осуществлены мероприятия по созданию конкурентной среды в сфере дополнительного образования детей.

Ребенок, получивший сертификат, будет иметь право выбрать любую образовательную организацию из утвержденного реестра вне зависимости от формы собственности и типа. В число поставщиков образовательных услуг могут быть включены как юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), так и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги дополнительного образования по сертификатам. В число поставщиков услуг в том числе могут войти частные организации и корпорации, социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), профессиональные организациии организации высшего образования, общественные организации и предприятия реального сектора экономики.

Преференции для отдельных видов поставщиков образовательных услуг реформой не предусматриваются, тем самым должен обеспечиваться равный доступ к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг.

Выбор организации и программы будет осуществляться родителями с помощью разрабатываемого информационного ресурса – общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам (https://dop.mosreg.ru/).

Еще одним механизмом вовлечения в сферу дополнительного образования представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций является внедрение в рамках реформы целевой моделифункционирования коллегиальных органов управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на принципах вовлечения общественно-деловых объединений, в целях прямого участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления образовательной организацией, в том числе обновления образовательных программ. Таким образом, представители частных корпораций и НКО смогут принимать управленческие решения в сфере дополнительного образования, а также формировать «заказ» на ту или иную образовательную программу и компетенцию.

Кроме того не менее 70% обучающихся по программам дополнительного образования детей будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. В наставники обучающихся будут привлечены преподаватели вузов, работники научных организаций, деятели культуры, искусства, спортсмены, представители предприятий реального сектора экономики.

В-третьих, реформа дополнительного образования включает в себя мероприятия, которые по мнению реформаторов, должны повысить качество и доступность дополнительного образования для детей.

К данным мероприятиям возможно отнести:

- внедрение механизмов обучения детей по индивидуальным учебным планам (траекториям), основанным на ранней профессиональной ориентации ребенка;

- развитие сетевой формы обучения с возможностью зачесть результаты освоения ребенком дополнительных общеобразовательных программ в программах общего образования, вовлечение в реализацию образовательных программ в сетевой форме образовательных организаций всех типов;

- формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей посредством функционирования единой информационной системы дополнительного образования (ЕИСДОП);

- внедрение механизмов оценки качества дополнительного образования;

- внедрение модели обеспечения доступности предоставления дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями, в том числе одарённых детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- расширение практики использования дистанционных технологий для реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- повышение кадрового потенциала региона посредством формирования современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.

С целью реализации всех вышеперечисленных мероприятий реформы дополнительного образования в Московской области распоряжением Правительства Московской области от 29.10.2018 № 668-РП была утверждена Концепция внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей, а также 14.12.2018 Губернатором Московской области был утвержден региональный сегмент проекта «Успех каждого ребенка», определяющий основные показатели проекта и бюджетное финансирование.

Стоимость модернизации системы дополнительного образования в Московской области на первоначальном этапе составила 628 млн. рублей (по информации, содержащейся в паспорте регионального проекта, опубликованного на сайте Министерства образования Московской области 08.02.2019 https://mo.mosreg.ru/download/document/2623901) с последующим существенным увеличением бюджета проекта до 1 677,34 млн. рублей (новый паспорт проекта был опубликован на сайте Министерства образования Московской области 17.06.2019 https://mo.mosreg.ru/download/document/4195080).

Перечень муниципальных образований, в которых планируется проведение реформы в части внедрения системы ПФДО в 2019 году, представлен в Приложении № 1 (на сегодняшний момент их 38, что составляет около 50% от всех муниципалитетов Московской области).

Количество выданных сертификатов в 2019 году должно составить 25% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, с последующим увеличением данного показателя до 40% и 50% в 2020 и 2021 году соответственно.

При этом в соответствии с паспортом регионального проекта доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в Московской области на сегодняшний день уже достаточно высока – около 83%, что превышает целевые показатели охвата, заложенные в национальном проекте «Образование», на 3%. После проведения реформы к 2024 году планируется лишь незначительное увеличение данного показателя до 83,6%.


По результатам анализа основных положений реформы дополнительного образования детей в Московской области родительская общественность заявляет о недопустимостиее осуществленияи требует незамедлительного прекращения ее проведения в регионе на основании нижеизложенных обстоятельств.

Реформа не устраняет правовой пробел и не закрепляет право на бесплатное качественное дополнительное образование детей ни в Конституции РФ, ни в федеральных законах, соответственно, цель реформы не будет достигнута.

         По мнению авторов реформы одним из минусов существующей системы дополнительного образования детей является отсутствие на федеральном уровне гарантированного и закрепленного Конституцией и/или федеральными законами права граждан на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей.

    Введение сертификатов ПФДО якобы должно выступать некой гарантией со стороны государства на его получение, что позволит гражданам реализовать свое право на бесплатное дополнительное образование вне зависимости от каких-либо условий (по аналогии, например, с основным общим образованием).

    Однако предполагаемая реформа по прежнему не предусматривает устранения данного правового пробела, закрепление права на общедоступное и бесплатное дополнительное образование детей в нормативных правовых актах на федеральном уровне мероприятиями реформы не предусмотрено.

    Сфера дополнительного образования детей так и останется предметом ведения муниципальных и/или региональных властей, поэтому сохранится ее прямая зависимость от наполненности местных бюджетов. Данное обстоятельство по-прежнему не позволит избежать межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг и увеличит риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

Из чего представляется возможным сделать вывод о том, что заявляемые цели реформы об увеличении доступности дополнительного образования и гарантированности его получения не будут достигнуты, граждане по-прежнему не будут наделены безусловным правом на получение бесплатного дополнительного образования, а в ходе реформы изменению подлежит лишь механизм предоставления услуги посредством перехода на номерной сертификат.

 

Реформа не подкреплена утвержденной должным образом нормативно-правовой базой и является по своей сути экспериментом.

Как было отмечено ранее, данная реформа ДО осуществляется в рамках национального проекта «Образование», а также его регионального сегмента – регионального проекта Московской области «Успех каждого ребенка».

Национальных проект был утвержден совещательным органом при Президенте РФ - Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018).

На сегодняшний день на федеральном уровне отсутствуют какие-либо законодательные акты, обязывающие регионы проводить реформу ДО, а также обязывающие граждан принимать участие в данной реформе.

Данные мероприятия осуществляются на основании распорядительных писем, отраслевых и региональных подзаконных актов на добровольной основе.

Однако, следует отметить, что даже на региональном уровне оснований для проведения реформы ДО не достаточно.

Так, региональный сегмент проекта по информации из сети Интернет был подписан Губернатором Московской области 14.12.2019, однако, реквизиты нормативного правового акта либо иного документа об утверждении данного паспорта регионального проекта «Успех каждого ребенка» отсутствуют либо не опубликованы.

Помимо «полу-утвержденного» паспорта регионального проекта основные положения и показатели реформы ДО закреплены также в Концепции внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области, утвержденной распоряжением Правительства Московской области от 29.10.2018 № 668-РП «Об организации участия Московской области в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»».

Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ «О правительстве Московской области» распоряжения Правительства Московской области – это правовые акты, принимаемые Правительством Московской области по вопросам организационно-распорядительного и индивидуального характера, то есть управленческие акты, не имеющие нормативного характера, призванные решать оперативные вопросы и не создающие правоотношений.

Данный факт подтвержден также позицией Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, в соответствии с которой делается вывод, что вышеназванное распоряжение Правительства Московской области от 29.10.2018 № 668-РП не содержит норм права (копия письма от 16.07.2019 № 5004-5311/19 в Приложении № 2).

Таким образом, мероприятия реформы, предусмотренные Концепцией, утвержденной данным распоряжением, не создают правоотношений для ее участников и не накладывают обязательств, в частности на родительское сообщество, на ее выполнение.

Данной реформе более присущ статус эксперимента, что в соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации возможно осуществлять только при наличии у Правительства Московской области добровольного согласия всех его участников (родителей, педагогов, директоров образовательных учреждений, глав муниципалитетов).

В противном случае принуждение к исполнению запланированных мероприятий реформы, в частности к получению сертификатов ПФДО, повлечет за собой нарушение требований действующего законодательства.

Ни Конституция Российской Федерации, ни федеральное законодательство (Федеральный законот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), ни ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которыми осуществляется прием детей по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»), по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»), по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта») не содержат требований об обязанности родителей получать сертификаты на дополнительное образование детей.

В случае если региональные нормативные правовые акты, в том числе административные регламенты на предоставление услуг по приему детей в организации дополнительного образования, содержат либо будут содержать впоследствии подобного рода требования, то они не законны и подлежат отмене.

На основании изложенного, в отсутствие должным образом утвержденных на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов легитимность проводимой правительством Московской области реформы ДО вызывает сомнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: