Формирование эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с анималистическим жанром

 

Цель: разработать и апробировать цикл занятий по ознакомлению старших дошкольников с анималистическим жанром.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы с детьми были разработаны и проведены занятия с использованием разнообразных произведений анималистическим жанром живописи. Содержание занятий подбиралось так, чтобы обеспечить достаточную эмоциональную, познавательную и практическую активность детей.

Подробное описание занятий представлено в приложении.

Занятие №1.

Тема: «Знакомство с художниками-анималистами».

Программное содержание: познакомить детей с творчеством художников-анималистов И. И. Шишкина, Пьер Огюст Ренуар, В. А. Ватагин, Джон Банович. Формировать эстетические чувства, целенаправленное зрительное восприятие. Сформировать элементарное представление о Третьяковской галерее – крупнейшем музее русского изобразительного искусства. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. Воспитывать интерес и уважение к творчеству художника.

Методические приемы: беседа, просмотр видеофильма о творчестве этих художников, рассматривание репродукций с картин «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин, «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар, «Колония пингвинов» В. А. Ватагин, Джон Банович «Тигр и мыщонок».

Оборудование: репродукции картин «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкин, «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар, «Колония пингвинов» В. А. Ватагин, Джон Банович «Тигр и мыщонок».

На данном занятии дети должны были рассмотреть произведения художников – анималистов и дать им эстетическую оценку. Альбина Г., Халил А., Айназ Ф., Рафаэль Ш. проявляли интерес к произведениям живописи. Называли характерные особенности анималистического жанра живописи. Аргументировали выбор той или иной картины. Дети знают и в основном правильно называют элементы изображения. При восприятии картин пытались самостоятельно давать им эстетическую оценку.

Айдар Ш., Альбина Ф., Элина С. также проявляли интерес к произведениям живописи. Иногда путались в названии жанров живописи. Не всегда правильно выделяет характерные особенности анималистического жанра. Правильно перечисляли предметы, изображённые на картине. При восприятии картин не всегда верно давали им эстетическую оценку. Назгуль Л., Дарина М., Динислам Ф. проявляли слабый интерес к произведениям живописи, путались и неправильно называли жанры живописи. При восприятии картин не давали им эстетическую оценку.

Занятие № 2.

Тема: Рассматривание картины «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкин.

Программное содержание: формировать художественное восприятие картин анималистического, введение содержания и средств выразительности живописи, цветосочетания зимней природы, композиционное построение картин. Развивать эстетические чувства, умение рассматривать произведение живописи, изобразительные умения. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Материалы и оборудование: бумага для рисования, гуашь, кисти.

Техника рисования: рисование мятой бумагой.

Методические приемы: рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», беседа, рассказ детей о картине, рассказ о творчестве художника и его картинах, рисование детьми картин анималистического жанра с опорой на картину, показ приёмов рисования мятой бумагой в нетрадиционной технике.

На данном занятии дети должны были рассмотреть картину И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», дать ей эстетическую оценку и выполнить рисунок на тему животное. Халил А., Рафаэль Ш., Айназ Ф., Альбина Ф. с интересом рассматривали картину, перечисляли то, что изображено в произведении. Старались самостоятельно давать эстетическую оценку данной картине. В процессе выполнения рисунка животных самостоятельно реализовывали замысел, используя различные выразительные средства. Дети правильно пользовались кистью и акварельными красками, в соответствии с их спецификой находили новые оттенки цветов. Айдар Ш., Альбина Г., Динислам Ф. также проявляли интерес к картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Правильно перечисляли изображённое на картине. При восприятии картины не всегда верно давали ей эстетическую оценку. В процессе рисования животных иногда обращались за помощью при реализации замысла. Дети не всегда правильно пользовались кистью и акварельными красками, в соответствии с их спецификой. У Дарины М., Элины С., Назгуль Л. слабый интерес к картине. Эти дети путались и неправильно называли жанры живописи. При восприятии картины не давали эстетическую оценку. В процессе рисования животных замысел отсутствовал, постоянно обращались за помощью к взрослому. Эти дети неправильно пользовались кистью и акварельными красками.

Занятие № 3.

Рассматривание репродукции картины «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар Программное содержание: формировать у детей эстетическое видение животного в картине анималистического жанра, умение рассматривать произведение, выделять использованные художником средства выразительности, настроение произведения, разнообразие цветовой гаммы. Формировать изобразительные умения, мелкую моторику рук, эстетические чувства. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, эстетические чувства произведений в анималистическом жанре живописи.

Материалы и оборудование: репродукция картины «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар, бумага для рисования, гуашь, кисти, баночка для воды.

Методические приемы: загадывание загадки, рассматривание картины, чтение стихотворения о животных, беседа по картине, рисование львицы с опорой на данную картину.

На данном занятии дети должны были рассмотреть картину «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар, дать ей эстетическую оценку и выполнить рисунок с изображением львицы. Халил А., Айназ Ф., Динислам Ф., Айдар Ш., Альбина Ф. с интересом рассматривали картину, перечисляли то, что изображено в произведении. Старались самостоятельно давать эстетическую оценку данной картине. В процессе рисования животного самостоятельно реализовывали замысел, используя различные выразительные средства. Дети правильно пользовались кистью и акварельными красками, в соответствии с их спецификой. Альбина Г., Рафаэль Ш. также проявляли интерес к картине «Японская собачка» Пьер Огюст Ренуар. Правильно перечисляли изображённое на картине. При восприятии картины не всегда верно давали ей эстетическую оценку. В процессе рисования на тему собака иногда обращались за помощью при реализации замысла. Дети не всегда правильно пользовались кистью и акварельными красками, в соответствии с их спецификой. У Дарины М., Элины С., Назгуль Л. повысился интерес к картине. Эти дети правильно называли жанр живописи и пытались дать эстетическую оценку картине. В процессе рисования проявили самостоятельность при воплощении замысла. Дети пытались правильно пользовались кистью и акварельными красками, в соответствии с их спецификой.

Занятие № 4.

Тема: Рассматривание репродукции картины «Колония пингвинов» В. А. Ватагин.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с анималистическим жанром, в процессе рассматривания репродукции картины «Колония пингвинов» В. А. Ватагин, формировать умение рисовать картины анималистического жанра по представлению, используя разнообразные оттенки цветов, добиваясь реальности в изображении животных. Развивать фантазию, творческие способности, изобразительные умения и эстетические чувства. Воспитывать осознанное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Материалы и оборудование: репродукция картины «Колония пингвинов» В. А. Ватагин, бумага для рисования, гуашь, кисти, баночка для воды.

Методические приемы: загадывание загадок, рассматривание репродукции картины «Колония пингвинов» В. А. Ватагин, беседа по картине, объяснение, частичный показ способов композиционного построения рисунка, рассказы детей о своих рисунках, анализ рисунков детьми.

На данном занятии дети должны были рассмотреть картину «Колония пингвинов» В. А. Ватагин, дать ей эстетическую оценку и выполнить рисунок с изображением собаки. В ходе занятия дети с интересом слушали, вели диалог, активно задавали вопросы и отвечали на вопросы, описывали собаку. Представленные картины собачки отличались своей реалистичностью, хотя были дети, образы которых были неповторимы, единственные в своем роде. Все рисунки поразили тем, что для их воссоздания использовались исключительно яркие цвета, что говорит о всплеске положительных эмоций детей. Айназ Ф., Альбина Г., Рафаэль Ш., Дарина М., Айдар Ш., с интересом рассматривали картину, перечисляли то, что изображено в произведении. Старались самостоятельно давать эстетическую оценку данной картине. В процессе рисования собаки самостоятельно реализовывали замысел, используя различные выразительные средства. Дети правильно пользовались кистью и гуашью. Альбина Ф., Халил А., Динислам Ф. и Назгуль Л. заинтересовала картина «Колония пингвинов» В. А. Ватагин. Они любовались ею и верно давали эстетическую оценку. В процессе рисования на тему собака иногда обращались за помощью при реализации замысла. Дети не всегда правильно пользовались кистью и гуашью при смешивании красок.

На основе результатов, полученных в процессе наблюдений во время занятий, мы сделали вывод, что дети лучше стали воспринимать и различать картины анималистического жанра, а в процессе рисования проявлять творчество и изобразительные умения. В начале формирующей работы некоторые дети были малоактивны (Элина С., Динислам Ф., Халил А.), но постепенно они стали более увлечёнными на занятиях, где рассматривались репродукции с картин художников-анималистов. Детям нравилось отвечать на вопросы поискового характера, самим рисовать картины в анималистическом жанре. У них появилось желание использовать изобразительно-выразительные средства для изображения животных, приближенных к реальной действительности. Занятия включали в себя такие методы, как рассматривание репродукций картин, показ новых изобразительных приемов, игровые упражнения, проблемные ситуации, загадки, которые способствовали формированию эстетических чувств у старших дошкольников.

Но для более точного утверждения необходимо провести повторную диагностику по проблеме исследования.

Занятие № 5.

Тема: Рассматривание репродукции картины Джон Банович «Тигр и мыщонок».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с анималистическим жанром, в процессе рассматривания репродукции картины Джон Банович «Тигр и мыщонок», формировать умение рисовать картины анималистического жанра по представлению, используя разнообразные оттенки цветов, добиваясь реальности в изображении животных. Развивать фантазию, творческие способности, изобразительные умения и эстетические чувства. Воспитывать осознанное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Материалы и оборудование: репродукция картины Джон Банович «Тигр и мыщонок», бумага для рисования, гуашь, кисти, баночка для воды.

Методические приемы: загадывание загадок, рассматривание репродукции картины Джон Банович «Тигр и мыщонок», беседа по картине, объяснение, частичный показ способов композиционного построения рисунка, рассказы детей о своих рисунках, анализ рисунков детьми.

На данном занятии дети должны были рассмотреть картину Джона Бановича «Тигр и мыщонок», дать ей эстетическую оценку и выполнить рисунок с изображением собаки. В ходе занятия дети с интересом слушали, вели диалог, активно задавали вопросы и отвечали на вопросы, описывали пингвинов. Представленная картина пингвинов отличались своей реалистичностью, хотя были дети, образы которых были неповторимы, единственные в своем роде. Все рисунки поразили тем, что для их воссоздания использовались исключительно яркие цвета, что говорит о всплеске положительных эмоций детей. Айназ Ф., Альбина Г., Рафаэль Ш., Дарина М., Айдар Ш., с интересом рассматривали картину, перечисляли то, что изображено в произведении. Старались самостоятельно давать эстетическую оценку данной картине. В процессе рисования тигра и мышонка самостоятельно реализовывали замысел, используя различные выразительные средства. Дети правильно пользовались кистью и гуашью. Альбина Ф., Халил А., Динислам Ф. и Назгуль Л. заинтересовала картина Джона Бановича «Тигр и мыщонок». Они любовались ею и верно давали эстетическую оценку. В процессе рисования на тему тигр иногда обращались за помощью при реализации замысла. Дети не всегда правильно пользовались кистью и гуашью при смешивании красок.

На основе результатов, полученных в процессе наблюдений во время занятий, мы сделали вывод, что дети лучше стали воспринимать и различать картины анималистического жанра, а в процессе рисования проявлять творчество и изобразительные умения. В начале формирующей работы некоторые дети были малоактивны (Элина С., Динислам Ф., Халил А.), но постепенно они стали более увлечёнными на занятиях, где рассматривались репродукции с картин художников-анималистов. Детям нравилось отвечать на вопросы поискового характера, самим рисовать картины в анималистическом жанре. У них появилось желание использовать изобразительно-выразительные средства для изображения животных, приближенных к реальной действительности. Занятия включали в себя такие методы, как рассматривание репродукций картин, показ новых изобразительных приемов, игровые упражнения, проблемные ситуации, загадки, которые способствовали формированию эстетических чувств у старших дошкольников.

Но для более точного утверждения необходимо провести повторную диагностику по проблеме исследования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: