Организация и методика исследования

Исследование проводилось в несколько этапов с октября 2009 года по март 2010 года. Исследовательская работа проходила в четыре этапа:

1 этап – подготовительный (октябрь 2009года).

На данном этапе проходило изучение и подбор литературы по изучаемой теме.

2 этап – (ноябрь 2009года). На данном этапе проходило знакомство с деятельностью образовательного учреждения, происходил подбор детей для исследования, изучался их анамнез. Также был проведен констатирующий эксперимент с его анализом.

3 этап – (декабрь 2009 – февраль 2010 года). Это период исследовательской работы был связан с подбором материала, направленного на формирование (развитие) навыков связной речи дошкольников с ОНР.

    4 этап – (март 2010год). В этот период был сделан сравнительный анализ полученных результатов. Были откорректированы методические рекомендации для доказательства выдвинутой нами гипотезы.

    В эксперименте участвовало 2 группы:

    -Группа «экспериментальная» 10 человек: 5 девочек и 5 мальчиков, средний возраст которых составил 6 лет.

    -Группа «контрольная» 10 человек: 3 девочки и 7 мальчиков, средний возраст которых составил 6 лет.

    Перед констатирующим экспериментом нами был проведён подробный анализ логопедической и психолого-педагогической документации на детей и получены сведения анамнестического характера, а также данные о психологических особенностях детей. Было проведено наблюдение за детьми, за их работой на общих и логопедических занятиях. Речевое заключение обследуемых детей – ОНР III уровня речевого развития. (см. Приложение 1, таблица 1 – ЭГ, таблица 2- КГ)

    Нами было предпринято экспериментальное исследование, цель которого заключалась в исследовании навыка составлять рассказы по серии сюжетных картинок, умение составлять рассказы по картине, описание предмета и пересказ текста. Для изучения данных умений нами была использована методика обследования связной речи дошкольников с ОНР, разработанная Ткаченко Т. А. [52, c. 82]

Данная методика применяется с целью обследования состояния речи детей; выявления звуковых нарушений; нарушения фонематического слуха, грамматического строя речи, внимания, памяти, мышления; мелкой моторики рук; звукового анализа и синтеза; связной речи.

Задание 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Детям предлагалось проанализировать ситуацию, изображённую на картинках и составить рассказ «Как ёжик узелок потерял». (см. приложение 2)

    Цель: Выявить умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, где события развиваются в определённой последовательности. Каждое задание имеет свою структуру и балльную шкалу.

Критерии оценки задания 1:

1. Структура рассказа: наличие 3 структурных частей (начало, середина, конец) в логической последовательности – 2 балла; наличие 2 структурных частей – 1 балл; отсутствие 2 частей - 0 баллов.

2. Объём: учитывалось количество слов и количество предложений.

3. Характер предложений: наличие 1-2 словных предложений – 1 балл; простых распространенных предложений – 2 балла; сложных предложений – 3 балла.

4. Содержание рассказа: близкое к авторскому -1 балл; отсутствие некоторой смысловой част – 0 баллов.

5. Плавность речи: отсутствие повторов, пауз – 1 балл.

 (см. приложение 1, таблица 3 – ЭГ, таблица 4 – КГ)

    Задание 2. Составить описательный рассказ по картине «Пришла весна». (см. приложение 2)

    Цель: Выявить умение составлять рассказ по картине, где развитие событий не задано.

    Каждое задание имеет свою структуру и балльную шкалу.

    Критерии оценки задания 2:

1. Содержание рассказа: определение характерных внешних признаков -1 балл; определение существующих действий предмета или действий с ним – 1 балл.

2. Характер предложений: наличие 1-2 словных предложений – 1 балл; простых распространенных предложений – 2 балла; сложных предложений – 3 балла.

(см. приложение 1, таблица 5 – ЭГ, таблица 6 - КГ)

Перед тем, как дети приступили к самостоятельному составлению рассказа, мы предложили внимательно рассмотреть картину и задали ряд вопросов:

1. Рассмотри внимательно:

а) Какое время года изображено?

б) Почему ты так думаешь?

в) Что произошло со снегом? льдом на реке?

г) Что появилось на проталинах?

д) Какие они?

е) Как называются?

ж) Что происходит с деревьями?  

З) Кто прилетает весной? Почему они прилетают?

2) Самостоятельное описание детьми картины.

    Задание 3. Составить рассказ - описание предмета «Апельсин». (см. приложение 2)

    Цель: Выявить умение составлять описательный рассказ бытового предмета, умение выявить существенные признаки и качества предмета, использование точных обозначений.

    Критерии оценки задания 3, как при оценке задания 2 (см. выше), оценивание такое же. (см. приложение 1, таблица 7 – ЭГ, таблица 8 - КГ). 

    Задание 4. Пересказ текста.

    Цель: Выявить умение пересказывать заданный текст, использовать словарь и обороты авторского текста.

    Детям был предложен следующий текст:

Гостья зима

Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лёд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму.

Вопросы для пересказа:

1. Кто пришел к нам в гости?

2. Какое время года было до этого?

3. Чем зима накрыла землю?

4. Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)?

5. Какие подарки принесла зима?

6. Для чего людям нужны эти подарки?

7. Что такое зимние забавы?

После разбора текста, дети преступили к самостоятельному пересказу.

    Каждое задание имеет свою структуру и балльную шкалу. 

    Умение озаглавить текст: определяет название в соответствии с содержанием рассказа – 2 балла; название частично соответствует содержанию – 1 балл; не озаглавливает – 0 баллов.

1. Структура рассказа: нарушена – 0 баллов, не нарушена – 1 балл.

2. Характер предложений: использует сложные предложения – 3 балла; использует простые распространенные – 2 балла; 1-2 словные предложения – 1 балл.

3. Содержание рассказа: близко к авторскому – 1 балл; нет – 0 баллов.

4. Плавность речи: отсутствие повторов и пауз – 1 балл.

     (см. приложение 1, таблица 9 – ЭГ, КГ)

    В процессе научно-исследовательской деятельности мы хотели выявить, в какой стадии развития находится связная речь дошкольников с ОНР III уровня. Показателем полноты и последовательности отчётов дошкольников являлась способность детей употреблять в самостоятельной речи соответствующую лексику, грамматически правильно оформлять свои высказывания, последовательно излагать ход действий.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Работа начиналась с установления контакта с испытуемым. Перед рассказыванием всегда давалось время для рассматривания. Далее объяснялась инструкция к заданию, после чего ребёнок приступал к выполнению задания самостоятельно.

    При исследовании мы учитывали, как ребёнок принял задание, как приступил к его реализации, все его действия и речь.

    При проведении исследования мы убедились, что ребёнок понял поставленную перед ним задачу:

- предложили малышу просто поиграть, не упоминая о «проверке»;

- эмоционально поддерживали ребёнка при выполнении заданий
(похвала, улыбка);

- положительно реагировали на все ответы, даже ошибочные;

- фиксировали первую реакцию ребёнка на задание, а не результат подсказок;

- при утомлении ребёнка позволяли отдохнуть (использовали приёмы релаксации, пальчиковые игры, физминутки).

При проведении эксперимента учитывались адекватность поведения ребёнка, его активность, интерес к выполняемым заданиям, критичность по отношению к результатам своей деятельности, а также обучаемость.

При проведении экспериментального исследования мы придерживались существующих в современной логопедии требований к логопедическим занятиям:

    1. Цель исследования пронизывают все его этапы, все виды работы.

    2. Сочетание учебных и игровых форм.

    3. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапы работы, содержание материала.

    4. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мышления.

    5. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

    6. Недопустимость использования дефектных звуков.

А также мы учитывали индивидуальные особенности каждого ребёнка - строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: