Развитие связной речи - одна из главных задач детского сада. Дети должны прийти в школу с хорошо развитой сформированной речью.
Умение рассказывать предполагает свободное владение словарём и грамматическим строем языка, умением устанавливать причинно-следственные связи между частями текста, придерживаться плана повествования и описания.
При анализе констатирующего эксперимента мы ориентировались на критерии, разработанные к каждому заданию.
Итоги исследования представлены в таблицах 1-10 и диаграмме 1 (см. приложение 1).
Задание 1: При составлении рассказа по серии картинок некоторые обследуемые дети испытывали затруднения в составлении развернутого рассказа, выделении основной мысли повествования, в определении логики и последовательности изложения.
Так, при оценке структуры рассказа четверо детей из «ЭГ», и пятеро из «КГ» допускают ошибки в последовательности изложения рассказа.
Рассказы детей в обеих группах в среднем состояли из 6 - 8 предложений, количество используемых в тексте слов составило от 15 до 30.
|
|
Характер предложений составляет 1-2 словные и простые распространенные, сложные предложения дети употребляют редко, только 3 детей из 10 в «ЭГ», и четверо из десяти в «КГ» в своих рассказах составили сложные предложения.
С количеством выделения главных героев справилось большинство детей.
При наличии дополнительных вопросов дети описывают внешний вид героев и их душевные качества, дают характеристику героев, с этим не справились лишь немногие.
Для связи предложений дети чаще использовали формальные союзы - а, и; наречие - потом. Предложения короткие, выделяют только главное, затруднена связь слов, нет согласования в падежных окончаниях. Выводы делают с трудом при наличии наводящих вопросов педагога - подсказок. Повторы встречались у половины обследуемых детей; паузы также у половины детей.
Использование прямой и косвенной речи отмечалось только у 2 человек. При составлении рассказов по серии картинок у многих детей наблюдались пропуски тех или иных моментов действия, нарушение связности повествования. В рассказах многих детей отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации, отмечалось сужение поля восприятия наглядного содержания картинок. Отмечался низкий уровень используемых речевых средств.
При составлении рассказов по серии сюжетных картинок у детей с ОНР III уровня страдает:
1. Характер предложений (мало используют сложные предложения)
2. Плавность речи (есть паузы и повторы)
3. Выразительность речи (использование прямой и косвенной речи крайне бедно, отсутствуют эпитеты).
|
|
При анализе выполнения задания 2 и задания 3 мы учитывали следующие критерии:
-содержание рассказа,
-характер предложения,
- правильное употребление грамматических форм (см. Приложение 1, таблица 5, 7 – ЭГ, таблица 6, 8 – КГ)
Опираясь на средний показатель, было выявлено, что у дошкольников с ОНР III уровня при составлении описательных рассказов в первую очередь страдает:
1. Характер предложений. При описании предмета этот показатель ниже, чем при описании картины. При описании предмета сложные предложения использовали только три человека в каждой группе, при описании картины - 4 человека в «ЭГ, и трое детей из «КГ».
2. Использование эпитетов. При описании картины 6 из 10 детей не пользовались эпитетами, сравнениями, словами с суффиксами и приставками. При описании предмета этот показатель равен 0 (т. е. не использовали).
Таким образом, сравнивая результаты 2-х заданий, мы убедились, что описание предмета у детей вызвало больше затруднений, чем описание картины. У некоторых детей рассказ - описание предмета выглядел неубедительным: дети перечисляли некоторые признаки предмета в любой последовательности, нарушали логику повествования, перескакивали с одной мысли на другую, допускали паузы и повторы. (Например, Оля П.: «Так,...это апельсин.... Он растёт на дереве,. Он... с кожурой. Мама брала… магазине.... Он сладкий, я…мне нравится.»). У Наташи Б. рассказ - описание предмета вообще не получился, она смогла только отвечать на поставленные вопросы.
Описание картины дало более высокие результаты, с этим справились почти все дети. Полные, развёрнутые ответы получились у 3 детей, у 2 детей получились самые короткие рассказы с нарушением логики повествования, несогласованность между предложениями. Рассказы получились сжатые и короткие. (Например, Никита Б.: «Тут … весна. Снег истаял. Солнышко светит. Лёд плывёт. Так… цветы. Они маленькие... Появились листочки. Стало тепло»).
Остальная часть детей по заданию - составление рассказа по картине получили средний балл.
При анализе выполнения задания 4 «Пересказ текста» использовали критерий оценки:
-умение озаглавить рассказ;
-структура рассказа;
-характер предложений;
-содержание рассказа;
- плавность речи (см. Приложение 1, таблица 9 – «ЭГ», «КГ»).
Пересказ текста у детей с ОНР III уровня речевого развития вызвал следующие затруднения:
1. Умение озаглавить. Только у 4 детей в «ЭГ» и «КГ» название полностью соответствует содержанию текста, 4 детей в «ЭГ» и 5 «КГ» дали неточное название рассказу, по 2 ребёнка из обеих групп вообще не смогли озаглавить текст.
2. Характер предложений. Как и при выполнении других заданий, употребление сложных предложений значительно меньше, чем предложений простых. Только по 3 ребёнка из каждой группы употребили сложные предложения, 8 детей из «ЭГ» и 6 детей из «КГ» использовали простые распространенные предложения, 6 детей из «ЭГ» и 7 детей из «КГ» использовали 1-2 словные предложения.
3. Плавность речи. Повторы слов наблюдались у 8 детей в «ЭГ» и 5 детей в «КГ». Паузы - у 5 детей в «ЭГ» и 4 детей в «КГ».
Некоторые дети с трудом справились с пересказом простого текста, опускали существительные для изложения детали, нарушали последовательность изложения событий, избегали авторских оборотов, не всегда правильно подбирали нужные слова. (Например, Наташа Б.: «Зима…мороз… Снег идёт. Лыжи, санки кататься. Зима...»).
Глава III. Содержание логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР III уровня.