Оглавление
Введение ________________________________________________________3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня____7
1.2. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста_________________________________________________________16
1.3.Специфика коррекционной работы по формированию связной речи
у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня_______________________26
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика исследования____________________________39
2.2. Анализ результатов исследования связной речи детей с ОНР III уровня__________________________________________________________45
Глава III. Содержание логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР III уровня
3.1. Теоретические основы формирующего (обучающего) эксперимента___49
3.2.Корекционно-развивающая работа по формированию связной речи детей с ОНР III уровня__________________________________________________51
3.3.Контрольный эксперимент и его анализ___________________________63
Заключение _____________________________________________________64
Литература ______________________________________________________66
Приложения _____________________________________________________72
Введение
Актуальность исследования
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедная, безграмотная речь с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.
Связная речь, по мнению Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В., предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое развитие получают все стороны психики ребёнка, но более интенсивно идёт познавательное развитие.
Хватцев М. Е. считает, что речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой высший регулятор человеческого поведения. Поэтому в
основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных её недочётов. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, следовательно, и его личность в целом.[67, c 46]
По мнению Ладыженской Т. А., овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. К 6 - 7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако, без специального обучения большинство детей не овладевают в должной мере речью и её планирующей, воздействующей, познавательной функцией.[15, c. 123]
Именно в дошкольном возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
Белобрыкина О. А. пишет, что развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и задавать их. Умение составлять простейшие, но интересные по смыслу и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Поэтому вопросы изучения особенностей развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня приобретает особую актуальность.
Проблема исследования:
Содержание коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня с использованием элементов игровой деятельности, которая является основным видом деятельности детей этого возраста и является одним из условий готовности их обучения в школе.
Объект исследования: Особенности устной связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Содержание коррекционной работы по развитию устной связной речи у дошкольников с ОНР III уровня путем использования дидактических игр и развивающих упражнений.
Гипотеза исследования: Эффективность коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня будет повышена, если развитие устной связной речи будет проводиться с использованием специальных дидактических игр и развивающих упражнений.
Цель исследования: Разработать методические рекомендации, направленные на развитие устной связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня путём использования дидактических игр и развивающих упражнений.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике
логопедии.
2. Изучить влияние игры на уровень развития связной речи у
дошкольников с ОНР III уровня.
3. Разработать методические рекомендации с использованием элементов
игры, направленные на развитие связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
4. Отследить эффективность коррекционной работы, направленной на развитие связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Методы исследования: Определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, эксперименты и оценка их результатов.
Теоретическая значимость исследования: Определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить представления об особенностях развития речи у детей с ОНР III уровня, установить взаимосвязь между развитием устной связной речи у дошкольников с ОНР III уровня и дидактической игрой. Эта взаимосвязь проявляется в том, что в форме игровой деятельности (как ведущей в этом возрасте) формируется полноценная связная речь, что является положительной предпосылкой для овладения в дальнейшем письменной речью.
Практическая значимость исследования: Заключается в разработке содержания коррекционной работы, методических рекомендаций, способствующих развитию устной связной речи дошкольников, что позволяет успешнее решить проблему готовности детей к школьному обучению.
Организация исследования: КГСОУ «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №7», находящееся по адресу 660052,г. Красноярск, ул. Тимошенкова,161.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, теоретической части, констатирующего эксперимента, формирующего эксперимента, контрольного эксперимента, методических рекомендаций, заключения, списка литературы.