Теоретические основы формирующего (обучающего) эксперимента

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладение языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка в развитии мышления.

    Особенно отчётливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

    В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша. [10, с. 8-9]

    Важнейшей составной частью работы по развитию связной речи является обучение рассказыванию. Многие исследования свидетельствуют о том, что пересказывают дети легче и охотнее, чем составляют описательные рассказы по сюжетным картинкам, причём при правильном подборе произведений они одинаково легко и охотно пересказывают как сказки, так и рассказы.

    Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам занимает важное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Значение этого вида занятий для расширения и активизации словаря, формирование связной, грамматически правильной речи, а также развитие процессов восприятия, воображения, логического мышления отмечается многими учёными.

    В связи с этим обучение рассказыванию по картинкам приобретает особое значение в комплексной коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевое нарушение.

 При обучении детей рассказыванию по серии картинок необходимо учитывать следующие принципы.

1.Постепенное усложнение заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей.

2.Отведение важной роли речевому образцу педагога.

3.Широкое использование игровых приемов, форм занятий.

4.Общая направленность обучения на развитие связной грамматически правильной речи и активизацию творчества детей.

Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи детей с ОНР III уровня.

На основании данных проведённого исследования нами был составлен комплекс игровых заданий направленных на формирование связной речи детей с ОНР III уровня. На логопедических занятиях при помощи дидактических игр и упражнений мы проводили работу, направленную на: расширение и активизацию словаря, обучение составлению последовательного пересказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок, описание предмета.

Эксперимент проводился с экспериментальной группой дошкольников. Все ниже представленные виды игровых заданий мы включали во фронтальные логопедические занятия по обучению рассказыванию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: