Особенности текстов-описаний детей дошкольного возраста. Особенности описательной речи дошкольников были предметом внимания многих ученых-педагогов и методистов (Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, А.А. Эрожевская, и др.). Они выделяют следующие ошибки детей при составлении текстов-описаний:
· многие высказывания детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков. Например, описывая медвежонка, ребенок может начать описание с головы, затем отметить особенности костюма и вновь вернуться к голове;
· дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все». Например: «У зайчика брюки голубые. У него лапки есть и ушки. В корзинке есть еще цветочки. Всё»;
· в описаниях детей нет яркого, четкого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаком. Например: «Петух. Травка и цветочки, Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Земля. Небо»;
|
|
· дети могут составить рассказ, не назван его объект: «У него красная шляпка. У него балалайка с бантиком. У него кофточка красная с зеленым»;
· в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами. Порой необходимое Слово заменяется действием (указанием на предмет). Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», тут», «такой». Например: «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице красное, ботиночки тоже. Ручки у него серенькие, бантик у него беленький»
· объем детских описаний небольшой, но с возрастом он увеличивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних – из 28 слов и 7 предложений [20, 44].
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Именно этот возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания звуковой культуры речи, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
|
|
В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и выразительной устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Общая задача развития связной речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:
· структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
· функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
· когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи) [60, 50].
Согласно ФГОС ДО, основной целью речевого развития является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен свободно владеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольной организации, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей, так как определяет содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования и фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка:
· художественно–эстетическое;
· познавательное;
· речевое;
· физическое;
· социально–коммуникативное.
Исходя из выбранной нами темы (области исследования) приоритетным является анализ образовательной области «Речевое развитие», а именно развитие связной речи.
В основных программах дошкольного образования представлены цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы по развитию речи дошкольников. Например, в программе «От рождения до школы» (авторы: М.А. Васильева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова) в области «Речевое развитие» представлен пункт развитие связной речи в следующем плане:
· совершенствовать диалогическую форму речи;
· развивать монологическую форму речи;
· учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
· учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
· развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
· формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
· совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
· помогать составлять план рассказа и придерживаться его;
|
|
· развивать умение составлять рассказы из личного опыта [39, 97-99].
Проанализировав программу «Успех» (авторы: С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др.), мы выделили следующие основные положения развития связной речи старших дошкольников:
· использования развёрнутых повествовательных высказываний, форм прямой и косвенной речи;
· употребление элементов описания, в том числе описания состояния близких людей и героев (литературы, фольклора, мультфильмов и т. п.), их настроения, а также своего отношения к событию в монологической форме;
· общение по поводу содержания произведений, событий из личного опыта;
· участие в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;
· составления словесного автопортрета и портретов знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества [56, 71-74].
Программа «Детство» (авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева) определяет следующие умения в области развития связной речи:
· самостоятельно строить игровые и деловые диалоги;
· с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
· в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия;
· сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта;
· с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);
· понимание и запоминание авторских средств выразительности, использование их при пересказе, в собственной речи, умение замечать в рассказах сверстников;
· умение в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;
|
|
· составление повествовательных рассказов по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;
· составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения);
· самостоятельное использование в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
Авторы данной программы предлагают следующие результаты образовательной деятельности и достижения ребенка старшего дошкольного возраста:
· речь чистая, грамматически правильная, выразительная;
· допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого;
· ребенок ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность;
· задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;
· допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов [16, 108-113].
При анализе «Мир открытий» (авторы: И.А. Лыковой, Л.Г. Петерсон), мы выявили следующие условия развития связной речи старших дошкольников:
· совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей;
· развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения;
· подводить к составлению рассказов из личного опыта;
· формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста;
· учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним;
· обучать рассказыванию по серии сюжетных картин, формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;
· в рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст, давая характеристику и описание персонажей;
· обучать творческому рассказыванию.
· формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания;
· развивать образную речь [31, 159-165].
Про анализировав программу «Образование для процветания» (автор: Т.С. Комарова) мы определили следующие условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста:
· умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним;
· рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;
· в рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) дети учатся составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст;
· выбирая соответствующих персонажей, дети дают их описание и характеристику;
· продолжается обучение рассказыванию из личного опыта (высказывания разных типов – описательные, повествовательные, комбинированные (смешанные));
· формируются элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста;
· для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части – зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст;
· овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания;
· соблюдать структуру разных типов высказываний и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания;
· развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением, включающим формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах;
· в рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно (командами);
· развитие умения выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления [36, 122-128].
Программа «Детский сад – дом радости» (автор: Н.М. Крылова) предлагает следующее содержание образовательной деятельности по речевому развитию:
· обогащению представлений воспитанника об окружающем мире на основе понимания им монологической речи взрослого, разных видов устных текстов, дополненных наглядностью («сказание», «посиделки», «Проблемные ситуации с развивающейся интригой);
· проявлению собственной речевой активности каждого ребенка (обращение с просьбами, предложениями к взрослым и сверстникам, использование речи в игровой деятельности и других видах, записью рассказов повествовательных, описательных, суждений в форме речи доказательства или объяснения для глупого «Незнайки» или другого персонажа, отвечая на его вопросы), широко используя наглядный, иллюстративный материал содействует совершенствованию монологической связной контекстной речи–описания: овладению умениями: использовать разнообразные средства выразительности, в том числе языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения); сочинять загадки, подбирая слова, характеризующие существенные особенности предметов;
· введению слов, обозначающих новые предметы, действия с ними, профессии людей сферы обслуживания и мира искусства, активизации его в связной речи;
· ознакомлению с более сложными средствами языковой выразительности (полисемией, олицетворением, метафорой), использованию этих средств в процессе сочинения загадок, стихотворений, сказок;
· самостоятельному употреблению разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные), в соответствии с содержанием своего высказывания [15, 35-38].
На основе анализа рассмотренных основных образовательных программ, которые рекомендованы к использованию в дошкольной образовательной организации, основными направлениями работы в образовательной области «Речевое развитие» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста являются:
· совершенствование диалогической формы речи;
· формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдать их структуру и использовать разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания;
· развитие образной речи;
· совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
· развитие умения составления рассказов из личного опыта;
· составление описательного или повествовательного рассказа по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним;
· обучение рассказыванию по серии сюжетных картин, формирование у детей умения развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;
· употребление элементов описания, в том числе описания состояния близких людей и героев (литературы, фольклора, мультфильмов и т. п.), их настроения, а также своего отношения к событию в монологической форме.