В методической литературе

Особенности текстов-описаний детей дошкольного возраста. Особенности описательной речи дошкольников были предметом внимания многих ученых-педагогов и методистов (Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, А.А. Эрожевская, и др.). Они выделяют следующие ошибки детей при составлении текстов-описаний:

· многие высказывания детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков. Например, описывая медвежонка, ребенок может начать описание с головы, затем отметить особенности костюма и вновь вернуться к голове;

· дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все». Например: «У зайчика брюки голубые. У него лапки есть и ушки. В корзинке есть еще цветочки. Всё»;

· в описаниях детей нет яркого, четкого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаком. Например: «Петух. Травка и цветочки, Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Земля. Небо»;

· дети могут составить рассказ, не назван его объект: «У него красная шляпка. У него балалайка с бантиком. У него кофточка красная с зеленым»;

· в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами. Порой необходимое Слово заменяется действием (указанием на предмет). Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», тут», «такой». Например: «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице красное, ботиночки тоже. Ручки у него серенькие, бантик у него беленький»

· объем детских описаний небольшой, но с возрастом он увеличивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних – из 28 слов и 7 предложений [20, 44].

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Именно этот возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания звуковой культуры речи, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и выразительной устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития связной речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

· структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

· функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

· когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи) [60, 50].

Согласно ФГОС ДО, основной целью речевого развития является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен свободно владеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольной организации, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей, так как определяет содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования и фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка:

· художественно–эстетическое;

· познавательное;

· речевое;

· физическое;

· социально–коммуникативное.

Исходя из выбранной нами темы (области исследования) приоритетным является анализ образовательной области «Речевое развитие», а именно развитие связной речи.

В основных программах дошкольного образования представлены цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы по развитию речи дошкольников. Например, в программе «От рождения до школы» (авторы: М.А. Васильева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова) в области «Речевое развитие» представлен пункт развитие связной речи в следующем плане:

· совершенствовать диалогическую форму речи;

· развивать монологическую форму речи;

· учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

· учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

· развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;

· формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

· совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием;

· помогать составлять план рассказа и придерживаться его;

· развивать умение составлять рассказы из личного опыта [39, 97-99].

Проанализировав программу «Успех» (авторы: С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др.), мы выделили следующие основные положения развития связной речи старших дошкольников:

· использования развёрнутых повествовательных высказываний, форм прямой и косвенной речи;

· употребление элементов описания, в том числе описания состояния близких людей и героев (литературы, фольклора, мультфильмов и т. п.), их настроения, а также своего отношения к событию в монологической форме;

· общение по поводу содержания произведений, событий из личного опыта;

· участие в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;

· составления словесного автопортрета и портретов знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества [56, 71-74].

Программа «Детство» (авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева) определяет следующие умения в области развития связной речи:

· самостоятельно строить игровые и деловые диалоги;

· с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа;

· в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия;

· сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта;

· с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

· понимание и запоминание авторских средств выразительности, использование их при пересказе, в собственной речи, умение замечать в рассказах сверстников;

· умение в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;

· составление повествовательных рассказов по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;

· составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения);

· самостоятельное использование в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Авторы данной программы предлагают следующие результаты образовательной деятельности и достижения ребенка старшего дошкольного возраста:

· речь чистая, грамматически правильная, выразительная;

· допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого;

· ребенок ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность;

· задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;

· допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов [16, 108-113].

При анализе «Мир открытий» (авторы: И.А. Лыковой, Л.Г. Петерсон), мы выявили следующие условия развития связной речи старших дошкольников:

· совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей;

· развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения;

· подводить к составлению рассказов из личного опыта;

· формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста;

· учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним;

· обучать рассказыванию по серии сюжетных картин, формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;

· в рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст, давая характеристику и описание персонажей;

· обучать творческому рассказыванию.

· формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания;

· развивать образную речь [31, 159-165].

Про анализировав программу «Образование для процветания» (автор: Т.С. Комарова) мы определили следующие условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста:

· умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним;

· рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;

· в рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) дети учатся составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст;

· выбирая соответствующих персонажей, дети дают их описание и характеристику;

· продолжается обучение рассказыванию из личного опыта (высказывания разных типов – описательные, повествовательные, комбинированные (смешанные));

· формируются элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста;

· для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части – зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст;

· овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания;

· соблюдать структуру разных типов высказываний и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания;

· развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением, включающим формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах;

· в рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно (командами);

· развитие умения выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления [36, 122-128].

Программа «Детский сад – дом радости» (автор: Н.М. Крылова) предлагает следующее содержание образовательной деятельности по речевому развитию:

· обогащению представлений воспитанника об окружающем мире на основе понимания им монологической речи взрослого, разных видов устных текстов, дополненных наглядностью («сказание», «посиделки», «Проблемные ситуации с развивающейся интригой);

· проявлению собственной речевой активности каждого ребенка (обращение с просьбами, предложениями к взрослым и сверстникам, использование речи в игровой деятельности и других видах, записью рассказов повествовательных, описательных, суждений в форме речи доказательства или объяснения для глупого «Незнайки» или другого персонажа, отвечая на его вопросы), широко используя наглядный, иллюстративный материал содействует совершенствованию монологической связной контекстной речи–описания: овладению умениями: использовать разнообразные средства выразительности, в том числе языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения); сочинять загадки, подбирая слова, характеризующие существенные особенности предметов;

· введению слов, обозначающих новые предметы, действия с ними, профессии людей сферы обслуживания и мира искусства, активизации его в связной речи;

· ознакомлению с более сложными средствами языковой выразительности (полисемией, олицетворением, метафорой), использованию этих средств в процессе сочинения загадок, стихотворений, сказок;

· самостоятельному употреблению разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные), в соответствии с содержанием своего высказывания [15, 35-38].

На основе анализа рассмотренных основных образовательных программ, которые рекомендованы к использованию в дошкольной образовательной организации, основными направлениями работы в образовательной области «Речевое развитие» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста являются: 

·  совершенствование диалогической формы речи;

· формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдать их структуру и использовать разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания;

· развитие образной речи;

· совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием;

· развитие умения составления рассказов из личного опыта;

· составление описательного или повествовательного рассказа по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним;

· обучение рассказыванию по серии сюжетных картин, формирование у детей умения развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;

· употребление элементов описания, в том числе описания состояния близких людей и героев (литературы, фольклора, мультфильмов и т. п.), их настроения, а также своего отношения к событию в монологической форме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: