1. Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» (А.В. Текучев.).
2. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста:
· Объяснять правила игры; аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника.
· Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
· Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
· Определять место звука в слове.
· Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
· Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений [М.А. Васильева].
3. Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) — разновидности монологической речи, обычно к типам речи относятся описание, повествование и рассуждение [О.А. Нечаева].
4. Описание — это функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно [П.С. Коган].
5. Выделяют следующие отличительные признаки данного типа речи:
· характеристика предмета в статике (одновременно);
· объект описания носит однопредметный характер;
· описание начинается с названия объекта речи;
· перечисление значимых частей и признаков объекта (уточняется его форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т.д.);
· в завершении описания дается итоговая оценка;
· языковые особенности описаний: чаще всего используются прилагательные, эпитеты, сравнения и метафоры; глаголы: совершенного вида, изъявительного наклонения, одного времени;
· употребление номинативных, безличных предложения, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами;
· использование эллиптических предложений (предложения с пропущенным сказуемым, не восстанавливающийся из текста);
· свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно;
· описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким;
· характерна лучевая связь между предложениями;
· параллельная связь предложений.
Глава 2. Методические основы развития связной речи
Детей старшего дошкольного возраста
Вопросы обучения детей созданию тексов-описаний