Выводы по первой главе

1. Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» (А.В. Текучев.).

2. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста:

· Объяснять правила игры; аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника.

· Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

· Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

· Определять место звука в слове.

· Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

· Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений [М.А. Васильева].

3. Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) — разновидности монологической речи, обычно к типам речи относятся описание, повествование и рассуждение [О.А. Нечаева].

4. Описание — это функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно [П.С. Коган].

5. Выделяют следующие отличительные признаки данного типа речи:

· характеристика предмета в статике (одновременно);

· объект описания носит однопредметный характер;

· описание начинается с названия объекта речи;

· перечисление значимых частей и признаков объекта (уточняется его форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т.д.);

· в завершении описания дается итоговая оценка;

· языковые особенности описаний: чаще всего используются прилагательные, эпитеты, сравнения и метафоры; глаголы: совершенного вида, изъявительного наклонения, одного времени;

· употребление номинативных, безличных предложения, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами;

· использование эллиптических предложений (предложения с пропущенным сказуемым, не восстанавливающийся из текста);

· свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно;

· описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким;

· характерна лучевая связь между предложениями;

· параллельная связь предложений.



Глава 2. Методические основы развития связной речи

Детей старшего дошкольного возраста

Вопросы обучения детей созданию тексов-описаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: