Описание как функционально–смысловой тип речи

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) – разновидности монологической речи, обычно к типам речи относятся описание, повествование и рассуждение [35].В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно–речевые формы и др. Термин «функционально-смысловой тип речи» впервые введен в научное обращение проф. О.А. Нечаевой в 1974 году.

Знания о типах речи, различных способах выражения типового значения, об особенностях употребления языковых средств имеют немаловажное значение для методики развития связной речи. Это связано с тем, что в процессе речи человеку приходится создавать и воспринимать высказывания различных типов: то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, места, о состоянии окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо, поэтому, чтобы полноценно общаться, дети должны создавать и воспринимать различные высказывания, то есть, владеть умением оформлять высказывание в соответствии с типом речи, заданным ситуацией общения.

Поэтому считаем необходимым коротко охарактеризовать особенности такого функционально-смысловых типа речи, как описание, особенно актуального для речевой практики дошкольников и младших школьников, так с момента дошкольного детства ребенок учится составлять описание по картинам или серии сюжетных картин, что благоприятно сказывается на развитии речи, ее логичности, выразительности, связности.

Описание – это функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно [23].В описании подробно передаются состояние окружающего мира и человека, природа, местность, интерьер, внешность и другие воспринимаемые, непосредственно наблюдаемые или воображаемые явления [14, 33].

Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра и стиля произведения. Для описания характерна ярко выраженная субъективная точка зрения. Описание – один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление – значит перечислить его признаки.

О.А. Нечаева пишет: «Описание – это функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру» [33, 94].

О.М. Казарцева[22] дает такое определение описания – это сообщение об одновременных признаках предмета. Их можно увидеть сразу все вместе, на одной фотографии, на одном рисунке. Поэтому в работе над этим понятием основным методическим приемом является рисунок, иллюстрация картинки какого-либо предмета, явления и т. п.

Композиционные особенности описания таковы: главная мысль чаще всего заключена в первом предложении, в основной части дано описание особенностей того или иного предмета, явления, живого существа.

Логико-смысловая природа данного типа речи:

1) логическая основа – синхронность (одновременность) явлений;

2) функция типа речи – сообщение об одновременных признаках предметов (явлений);

3) характер объекта мысли и речи – объектная речь.

По характеру описываемых признаков описания делятся на статичные и описания процессов, действий; по полноте изложения – на развернутые (подробные) и сжатые (краткие). Речевые жанры описания – пейзаж, портрет, характеристика, описание предмета, интерьера, животного и т. д.

Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других функционально-смысловых типов связной речи.

Выделяют следующие отличительные признаки данного типа речи:

· характеристика предмета в статике (сообщается об одновременных признаках);

· объект описания носит однопредметный характер (это картина природы, какая-либо обстановка, или это человек, животное; может быть, и какой-нибудь неодушевленный предмет);

· описание начинается с названия объекта речи (например, «Это клоун», «Мне подарили куклу» и т.д.), передается общее впечатление и оценочное суждение («Жираф – самое большое и красивое животное»), при оценке суждения требуется не только ответ вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства [3];

· перечисление значимых частей и признаков объекта (уточняется его форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т. д.), последовательность перечисления может быть различна (например, если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение; если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки; при описании человека внимание обращается на его вешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).);

· в завершении описания дается итоговая оценка;

· языковые особенности описаний: чаще всего используются прилагательные, эпитеты, сравнения и метафоры; глаголы: совершенного вида, изъявительного наклонения, одного времени;

· употребление номинативных, безличных предложения, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами: «Чистый четверг. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег. В полях к горизонту, все серебристо». (И Бунин) [67];

· использование эллиптических предложений (предложения с пропущенным сказуемым, не восстанавливающийся из текста): «День был жаркий, слегка мглистый. Повсюду под ленивым ветром – вертящиеся крылья мельниц, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав. В голубоватой дымке – очертания городов, соборов, башен». (А. Толстой);

·  свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно;

· описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким;

·  характерна лучевая связь между предложениями;

· параллельная связь предложений («Спокойное солнце северной Сирии только что начинало свой обход… Огромная синяя чаша озера золотилась под утренними лучами. Густая трава на берегах была влажной и прохладной. В ранней тишине особенно четко слышались голоса птиц, доносившихся из густых тростниковых зарослей…». (А. Алимжанов) [33]).

В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей. При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно–композиционных частей:

1) введение (общее впечатление);

2) описание деталей;

3) заключение (вывод, оценка).

При объективном описании автор приводит бесспорные признаки описываемого предмета или явления, не высказывая своего отношения, при субъективном описании автор отбирает факты, средствами языка

подчеркивает свое отношение к ним.

В зависимости от того что описывается, тексты–описания подразделяются на:

· описания предмета;

· природы, помещения;

· архитектурного сооружения;

· скульптурного изображения;

· местности;

· внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говорится о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам–описаниям относят также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.

Недочеты детских описаний чаще всего связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и выделять детали и части, из характеристики которых складывается общая картина, не умеют вычленять существенные признаки.

Учитывая специфику описания как типа монологической речи и особенности детских текстов–описаний исследователи определили круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети. К ним относятся: умение видеть красоту и неповторимость каждого предмета (явления);

· знание структуры текстов-описаний, умение следовать ей, пользуясь разными видами последовательности (слева-направо, справа-налево, сверху-вниз, снизу-вверх, по кругу, по диагонали);

· умение выделять в предметах существенные, характерные признаки, соединять, группировать признаки, адекватно обозначая их словами;

· умение соотносить свое описание с рассматриваемым объектом;

· умение высказываться о признаках предложениями разной синтаксической конструкции;

· умение использовать различные связи между предложениями;

· умение пользоваться разнообразными средствами выразительности;

· умение давать подробное, развернутое, и сжатое, краткое, описание;

· умение включать описание в другие виды высказываний [50, 70].

Вышеназванные знания, умения и навыки составляют содержание обучения детей описанию в детском саду, которое конкретизируется в программе по каждой возрастной группе.

Обучение дошкольников составлению текстов-описаний – это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Необходимость и важность обучения детей данному типу рассказывания подчеркивали Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, А.М. Дементьева, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Л.Г. Шадрина А.А., Эрожевская и др.

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения.

В процессе составления описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

В дошкольных образовательных организациях дошкольников учат следующим видам описания:

· описанию игрушек и натуральных предметов;

· описанию картин.

Обучение детей каждому виду описания имеет свои особенности. Рассмотрим методику обучения описанию игрушек и натуральных предметов. Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.

По мере усвоения навыков описания рекомендуется вводить в обучение новые виды работы, в старшем дошкольном возрасте – описание на основе воображения. Данному виду заданий может быть отведено 15-20 минут организованной образовательной деятельности, как правило, описание включается в сюжетные рассказы (описание персонажей, одежды, обуви, интерьера помещения, места действия и т. п.).

По технологии О.М. Дьяченко придумывание и описание новых образов являются частью общей работы по сочинению «интересных историй».

Обучению детей тексту–описанию предшествует подготовительная работа, целью которой является развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов (формирование лексического запаса речи, развитие и закрепление навыков построения предложений, коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий):

· для развития наблюдательности используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось»; «Что одинаковое и разное»; «У кого какой предмет»; «Угадай по описанию» и др.;

· для подготовки красочных, образных описаний проводятся разнообразные упражнения на использование выразительных средств: подбор эпитетов («Это яблоко. Какое оно?»), сравнений («На что похожи облака на небе?»; «С чем можно сравнить снег?»), синонимов («Веревка крепкая. Как сказать по-другому? Прочная»), антонимов (глубокий-мелкий ) [50, 75].

Методы подготовительной работы используют также при обучении детей описанию на занятиях.

Обучение описания начинаются с рассматривания предметов, т.е. сенсорного обследования, включающего:

· восприятие предмета в целом;

· вычленение его характерных особенностей;

· определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

· вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

· повторное целостное восприятие предмета.

Возможны и другие варианты последовательности.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.

Описание строится по вопросам педагога. Используются различные вопросы:

· прямые («Какого цвета утенок»);

· подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»);

· поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);

· побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?») [30, 127-128].

После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ–образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями.

По мнению Э.П. Коротковой, рассказ-образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным [24].

Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей. Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной (кукла с косичками и кукла с бантиками, красная и зеленая пирамидки и т. д.). Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от возраста и уровня речевого развития детей. По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала план состоит из 2-3 вопросов («Сначала расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»). Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?».

Рассмотрим методику обучения описанию картин. Занятиям с картиной в детских садах по развитию речи отводится одно из главных мест во всех возрастных группах. Дети дошкольного возраста любят рассматривать картины, делиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видят.

Составление текста-описания по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но, он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает лишь с помощью зрения отраженный образ предмета или сюжета в зримых, в известной мере условных образах (не ощущается объем предмета, величина его условна и может быть более или менее реальной).

Рассматривание детьми картины – сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.

В целях обучения дошкольников описанию рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинами: составление рассказов по предметной картине; составление рассказов по сюжетной картине; составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.

Обучение старших дошкольников описанию предметной картины аналогично составлению описаний игрушек (предметов). Руководство восприятием предметной картины должно быть направлено на то, чтобы помочь детям «узнать знакомые признаки предмета, изображенного на ней. Для составления текстов–описаний могут использоваться уже известные детям и новые картины. Занятия состоят обычно из двух частей: рассматривания картин и обучения составлению описаний по картине.

Более интересной и трудной задачей для детей является описание сюжетной картины. В данном случае важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изображенные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенностями) картины, которые при ее описании будут перечислены.

Описание сюжетной картины ограничивается только ее содержанием. Оно начинается с главного в картине, затем постепенно круг рассматриваемых предметов расширяется, устанавливаются связи между ними.

При обучении описанию по сюжетной картине используются следующие приемы.

1. Вступительное слово – обращение педагога к детям перед показом картины или краткая, предваряющая процесс рассматривания, беседа с детьми. Например, детям предлагается составить рассказ по картине «Лиса». До начала ее рассмотрения старшим дошкольникам предлагается вспомнить, за кем охотится лиса. Дети отвечают: «За зайцами, птицами». Затем воспитатель спрашивает: «За кем еще охотится Лиса хищница? Посмотрите на картину, и вы узнаете». С помощью новых вопросов он помогает детям рассмотреть движения зверя, его внешний вид, природное окружение[24].

2. Вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутое высказывание, а не ограничивался одним-двумя словами. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам, а нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков. Последовательность вопросов должна обеспечивать целостность восприятия.

3. Образец описания картины воспитателем. Своим примером педагог может показать, на что обратить внимание в картине и как точно и выразительно можно сказать об изображенном на ней. Рассмотрим пример описания картины «Таня не боится мороза».

На дворе зима. Таня взяла санки и пошла гулять. На улице морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто. Оно не только теплое, но и красивое. Пальто зеленое. На рукавах и карманах оно отделано коричневым мехом. На девочке меховая шапка, черные валенки. Танюша синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко (О. Соловьева) [1, 264].

4. Прием совместных действий, когда педагог начинает описание, а дети продолжают. Например, воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами», описывает кошку: «Пушистая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик черный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом» [24].

Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов. Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте. Рассказы детей по пейзажной картине отличаются «клочковатостью», отсутствием последовательности, примитивным синтаксисом) [50, 77]. Трудности по составлению описания пейзажных картин обусловлены ее статичностью.

К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Он должен помогать детям увидеть красоту окружающей природы: восход и заход солнца, оттенки зелени при различном солнечном освещении и т.д.

Для лучшего понимания художественного замысла можно использовать такие приемы, как:

· использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; «(Что художнику хотелось рассказать о?» Вопросы «про что?», «о чем?..» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;

·  использование поэтических произведений (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина и др.) о природе, музыке. Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;

· одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему (например: «Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает увидеть композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла;

· сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;

· игровые приемы. Можно предложить детям игровые ситуации: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию». Также воспитатель может показать две картины, прочитать отрывки из произведения и спросить: «К какой картине они подходя? Почему?» Можно описать то, что больше всего понравилось в картине, а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь) [50, 78].

Занятия по описанию пейзажной картины строятся следующим образом. Вначале, активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.

Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений.

Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя, дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.

Аналогичная работа проводится при рассматривании и описании натюрмортов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: