Глава 11. Заключительные положения

 

Статья 54. Заключительные положения

1. В комментируемой статье содержатся заключительные, или, как их зачастую называет сам федеральный законодатель, переходные положения. Согласно правилам юридической техники заключительные (переходные) положения федерального закона обычно содержат предписания, связанные со вступлением его в силу. Переходными обычно именуются положения, применение которых рассчитано на период между принятием федерального закона и вступлением его в силу.

Частью 1 статьи предусмотрено осуществление полицией до передачи соответствующим органам и организациям, но не позднее 1 января 2012 г., отдельных функций, выполняемых ранее милицией. Речь идет об обязанностях: по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России; по организации работы медицинских вытрезвителей; по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; по розыску должника, его имущества; по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц.

Тем самым учтены данные Указом Президента РФ от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" в рамках реформирования МВД России предписания подготовить и представить предложения:

о передаче ФМС России функций МВД России по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории РФ;

о передаче медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел РФ в ведение органов управления здравоохранением;

о передаче полномочий по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, сохранив за ГИБДД МВД России по осуществлению государственного контроля за проведением такого технического осмотра.

В первоначальной редакции ч. 1 комментируемой статьи говорилось об осуществлении полицией до передачи соответствующим органам и организациям, но не позднее 1 января 2012 г., и такой функции, как проведение технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. Однако, Федеральным законом "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в данную норму с 1 января 2012 г. включено положение, согласно которому обязанности по осуществлению государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним в местах, которые оборудованы для проведения государственного технического осмотра, продолжают осуществляться полицией до 1 января 2014 г. с учетом требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств, за исключением требований аккредитации операторов технического осмотра и предельного размера платы за проведение технического осмотра.

Соответствующие заключительные положения содержатся в ст. 32 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данной статье среди прочего предусмотрено следующее:

в течение двух лет после дня вступления в силу названного Закона технический осмотр может проводиться по выбору владельца транспортного средства в: 1) местах, в которых в соответствии с комментируемой статьей с 1 января 2012 г. до 1 января 2014 г. проводится технический осмотр транспортных средств; 2) пунктах технического осмотра операторами технического осмотра (ч. 1);

по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, на территории РФ технический осмотр проводится только операторами технического осмотра, за исключением случаев, установленных частью 3 ст. 2 названного Закона (ч. 5);

профессиональное объединение страховщиков, указанное в ч. 1 ст. 5 названного Закона, обязано обеспечить возможность аккредитации заявителей не позднее 1 января 2012 г. (ч. 6);

организации, которые на день вступления в силу названного Закона прошли в установленном законодательством РФ порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России, до 1 января 2014 г. вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра с учетом особенностей, установленных частью 8 данной статьи. До 1 января 2014 г. указанные организации должны пройти аккредитацию в соответствии с названным Законом. С 1 января 2012 г. указанные организации вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств только при условии, если они включены в реестр операторов технического осмотра в порядке, установленном частью 8 данной статьи (ч. 7);

до 1 января 2012 г. МВД России передает профессиональному объединению страховщиков, указанному в ч. 1 ст. 5 названного Закона, сведения об организациях, указанных в ч. 7 данной статьи. Организации, указанные в части 7 настоящей статьи, обязаны направить до 1 января 2012 г. профессиональному объединению страховщиков, указанному в ч. 1 ст. 5 названного Закона, заявления о включении в реестр операторов технического осмотра. На основании этих сведений и заявлений профессиональное объединение страховщиков незамедлительно включает указанные организации в реестр операторов технического осмотра. Особенности обеспечения указанных организаций в период с 1 января 2012 г. до 1 января 2014 г. бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, порядок их учета, хранения, передачи, уничтожения устанавливаются Правительством РФ (ч. 8);

в течение двух лет после дня вступления в силу названного Закона имущество, находящееся в федеральной собственности и используемое при проведении государственного технического осмотра транспортных средств, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ в соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ч. 9).

2. Часть 2 комментируемой статьи на период до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, распространяет на сотрудников органов внутренних дел действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации"; в настоящем комментарии документ обозначен сокращенным обозначением "Положение 1992 г. о службе в органах внутренних дел"), в части, не противоречащей комментируемому Закону.

Ранее Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" аналогично устанавливалось, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением 1992 г. о службе в органах внутренних дел, в части, не противоречащей Закону 1991 г. о милиции.

Как отмечалось в Определении КС России от 21 декабря 2004 г. N 460-О, Закон 1991 г. о милиции и Положение 1992 г. о службе в органах внутренних дел, по своей сути осуществляют единое нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел (в т.ч. милиции), прохождения в них службы, а также прав и обязанностей их сотрудников, в связи с чем изменения и дополнения в данное Положение вносились впоследствии федеральными законами.

3-5. В части 3 комментируемой статьи установлено, что сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации. При этом полномочие по определению порядка и сроков проведения такой внеочередной аттестации федеральный законодатель делегировал Президенту РФ. Следует отметить, что эти правила появились в проекте комментируемого Закона после его общественного обсуждения. В первоначальном варианте законопроекта предусматривалось, что сотрудники милиции с их письменного согласия остаются на службе в полиции на соответствующих должностях.

Как отмечалось Общественной палатой РФ при работе над законопроектом, принципиально важно, что не урегулирован законодательно переход сотрудников милиции на службу в полицию (ч. 3 ст. 54), где сказано, что "сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации"; полагаем, что в определении критериев и в процессе осуществления столь необходимой переаттестации должны участвовать независимые эксперты и представители общественных структур, указанных в комментируемом Законе (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Однако, это замечание осталось без реализации.

На основании нормы ч. 3 комментируемой статьи издан Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"*(420), которым образована Комиссия при Президенте РФ по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, а также утверждены Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, и состав названной Комиссии.

Названным Указом МВД России предписано (в ред. Указа Президента РФ от 12 мая 2011 г. N 635*(421)):

до 15 марта 2011 г. представить на рассмотрение Комиссии, образованной данным Указом, кандидатуры на должности, подлежащие замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ;

до 1 августа 2011 г. обеспечить в установленном законодательством РФ порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ, претендующих на замещение иных должностей в этих органах;

обеспечить учет мнения постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 2010 г. N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка", при проведении внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ, претендующих на замещение должностей заместителей руководителей территориальных органов и руководителей подразделений территориальных органов МВД России по субъектам РФ, назначение на которые будет осуществляться Министром внутренних дел РФ.

В отношении сотрудников органов внутренних дел, прошедших внеочередную аттестацию, в ч. 4 комментируемой статьи установлено, что они считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 комментируемого Закона (т.е. специальные звания сотрудников полиции), либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением 1992 г. о службе в органах внутренних дел. При этом предусмотрено, что по результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в т.ч. нижестоящих, должностях. Кроме того, установлено, что за прошедшими внеочередную аттестацию сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий.

В отношении сотрудников органов внутренних дел, не прошедших внеочередной аттестации и (или) отказавшихся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих должностях, в ч. 5 комментируемой статьи определено, что они подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением 1992 г. о службе в органах внутренних дел.

Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено (подп. "в" п. 5), что сотрудники органов внутренних дел РФ до принятия решения соответствующими аттестационными комиссиями по результатам внеочередной аттестации, предусмотренной комментируемой статьей, выполняют служебные обязанности по ранее замещаемым должностям с сохранением имеющихся специальных званий, при этом сотрудник органов внутренних дел РФ, имеющий специальное звание милиции, выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника полиции, которые предусмотрены комментируемым Законом.

6. Часть 6 комментируемой статьи допускает в период до 1 января 2012 г. использование федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России и его территориальными органами, организациями, входящими в его систему, служебных удостоверений, бланков, печатей и штампов милиции. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 25 Закона), ранее вопросы обеспечения служебными удостоверениями милиции решались в нормативных правовых актах МВД России, содержащих служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой "Для служебного пользования").

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи сотрудникам полиции разрешается ношение форменной одежды сотрудников органов внутренних дел до утверждения Правительством РФ образцов форменной одежды сотрудника полиции и установления сроков обеспечения соответствующим вещевым имуществом. Полномочие Правительства РФ по утверждению образцов форменной одежды сотрудника полиции предусмотрено в ч. 5 ст. 25 комментируемого Закона.

Как говорилось в комментарии к указанной статье, на основании норм Закона 1991 г. о милиции и Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 445 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции" были утверждены:

форма одежды лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, имеющих специальные звания милиции или юстиции;

знаки различия по специальным званиям милиции или юстиции начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ;

нормы снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, имеющих специальные звания милиции или юстиции, в мирное время.

8. В части 8 комментируемой статьи определен порядок финансирования деятельности полиции на период до 1 января 2012 г.:

финансирование деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ;

при этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности полиции, в т.ч. на дополнительные выплаты сотрудникам полиции сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта РФ или муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете;

обслуживание указанных расходов осуществляется на лицевых счетах по учету средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства в установленном порядке.

Соответственно, на период до 1 января 2012 г. сохраняется ранее действовавший порядок финансирования деятельности милиции, установленный статьей 35 Закона 1991 г. о милиции и частью 9 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. С 1 января 2012 г. действует порядок финансового обеспечения деятельности полиции, установленный статьей 47 комментируемого Закона, т.е. за счет средств только федерального бюджета (см. указанную статью и коммент. к ней).

Необходимость изменения порядка финансирования с начала очередного календарного года (комментируемый Закон вступил в силу с 1 марта 2011 г.) предопределена положениями ст. 5 БК РФ о действии закона (решения) о бюджете во времени. Так, согласно п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

9-10. Согласно ч. 9 комментируемой статьи используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, подлежат передаче в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Данное заключительное положение закреплено в целях реализации нормы ч. 2 ст. 48 комментируемого Закона, согласно которой используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью.

Порядок передачи имущества из собственности субъекта РФ и из муниципальной собственности в федеральную собственность определен в ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. В указанной норме наряду с прочим установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной частью, нормы ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в т.ч. определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям данной статьи. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта РФ и из муниципальной собственности в федеральную собственность, установлен Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"*(422).

В части 10 комментируемой статьи предусмотрено, что до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с ч. 9 данной статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России и его территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения России. При этом органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещено отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.

Учитывая, что с 1 марта 2011 г. деятельность полиции будет осуществляться, в т.ч., по направлениям, относящимся к вопросам совместного ведения России и ее субъектов, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике при работе над проектом комментируемого Закона предлагал также предоставить данным органам право использования указанного выше имущества и для осуществления полномочий по предметам совместного ведения. Кроме того, Комитет полагал возможным законодательно установить срок передачи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, необходимого для обеспечения деятельности полиции (см. Заключение от 23 ноября 2010 г.). Как видно, эти замечания учтены так и не были.

11. В части 11 комментируемой статьи установлены пределы действия комментируемого Закона на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 26 Закона), согласно п. 8 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613, гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются специальные звания - прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, младший лейтенант полиции и т.д., т.е. таким сотрудникам присваиваются такие же специальные звания, как и предусмотренные статьей 26 комментируемого Закона; таким образом, образуются две категории сотрудников правоохранительных органов, имеющих схожие специальные звания и разный порядок их присвоения.

В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ действие комментируемого Закона не распространяется, за исключением положений, предусмотренных статьями 14, 18-24 и 29 данного Закона. Указанные исключения составляют нормы, регламентирующие осуществление задержания, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также нормы об ограничениях, обязанностях и запретах, связанных со службой в полиции.

Полномочие по определению порядка реализации положений, предусмотренных статьями 18-24 и 29 комментируемого Закона, сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Указанным федеральным органом исполнительной власти согласно п. 1 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы российской федерации по контролю за оборотом наркотиков"*(423), является ФСКН России. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа ФСКН России.

12. Согласно ч. 12 комментируемой статьи в период до 1 января 2013 г. допускается временное замещение сотрудниками полиции должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России, не входящих в состав полиции, а также временное замещение федеральными государственными служащими, проходящими службу в этих подразделениях и организациях, должностей в подразделениях полиции. При этом федеральный законодатель делегировал руководителю указанного федерального органа полномочие по определению порядка такого временного замещения.

На основании рассматриваемой нормы издан Приказ МВД России от 21 июля 2011 г. N 867, которым утвержден Порядок временного замещения сотрудниками полиции должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, не входящих в состав полиции, а также временном замещении федеральными государственными служащими, проходящими службу в этих подразделениях и организациях, должностей в подразделениях полиции*(424).

Названный Порядок регулирует на период до 1 января 2013 г. временное замещение:

1) сотрудниками полиции должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях МВД России, не входящих в состав полиции, по которым предусмотрено присвоение специальных званий внутренней службы или юстиции;

2) сотрудниками органов внутренних дел, имеющими специальные звания внутренней службы или юстиции, должностей в подразделениях полиции.

В части, не урегулированной названным Порядком, временное замещение должностей в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Положением 1992 г. о службе в органах внутренних дел и Инструкцией по применению Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел.

 

Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Данной статьей установлено, что со дня вступления в силу комментируемого Закона, т.е. с 1 марта 2011 г. (см. ст. 56 Закона), признаны утратившими силу:

1) непосредственно Закон 1991 г. о милиции (все его положения без каких-либо изъятий) и акт, которым данный Закон введен в действие, т.е. Постановление Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции"*(425);

2) законодательный акт РФ, которым устанавливалось, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением 1992 г. о службе в органах внутренних дел, т.е. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"*(426);

3) законодательные акты РФ, изменяющие сферу действия Закона 1991 г. о милиции, т.е.:

Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 3 ноября 1992 г. N 3789-1 "Об Управлении охраны объектов высших органов государственной власти и управления РСФСР";

Постановление Верховного Совета РФ от 10 февраля 1993 г. N 4447-1 "О внесении изменений в пункт 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции"*(427);

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. N 4496-1 "О распространении действия отдельных положений Закона РСФСР "О милиции" на военнослужащих и лиц начальствующего состава органов внутренних дел, прикомандированных к подразделениям налоговых расследований"*(428);

4) законодательные акты РФ, которыми вносились изменения в Закон 1991 г. о милиции, т.е.:

Закон РФ от 18 февраля 1993 г. N 4510-1 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР "О милиции"*(429);

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"*(430);

Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 209-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации "О милиции"*(431);

Федеральный закон от 25 июля 2000 г. N 105-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О милиции"*(432);

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации "О милиции"*(433);

Федеральный закон от 26 июля 2001 г. N 104-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О милиции"*(434);

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статьи 7 и 9 Закона Российской Федерации "О милиции"*(435);

Федеральный закон от 8 июня 2006 г. N 80-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "О милиции"*(436);

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О милиции" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"*(437);

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 265-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О милиции"*(438);

5) те положения федеральных законодательных актов, которыми вносились изменения в Закон 1991 г. о милиции, т.е.:

статья 4 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(439);

статья 2 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"*(440);

пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(441);

пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"*(442);

пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"*(443);

статья 39 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности"*(444);

статья 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(445);

статьи 1 и 58 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"*(446);

статья 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"*(447);

статья 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"*(448);

статья 1 и ч. 9 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(449) (вторая из указанным норм устанавливала порядок финансирования деятельности учреждений МВД России на период до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции);

статья 2 Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте"*(450);

статья 2 Федерального закона от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"*(451);

подпункт "а" п. 4 ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"*(452);

статья 1 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции"*(453);

статья 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"*(454);

статья 2 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(455);

статья 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы"*(456);

статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(457);

статья 1 Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации"*(458);

статья 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности"*(459);

статьи 1 и 18 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"*(460);

статья 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности"*(461);

статья 2 Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(462);

статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(463);

статья 2 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"*(464);

статья 1 Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(465);

статья 1 Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О милиции" и Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"*(466);

статья 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"*(467).

В целях приведения актов Президента РФ в соответствие с комментируемым Законом им издан Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 254 "О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации"*(468), которым с 1 марта 2011 г. признаны утратившими силу ряд актов Президента РФ и ряд отдельных норм ряда актов Президента РФ.

 

Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Там же установлено то, что неопубликованные законы не применяются. Кроме того, в соответствии с указанной конституционной нормой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"*(469), согласно ст. 4 которого (в ред. Федерального закона от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ)*(470) официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Полный текст комментируемого Закона опубликован в "Парламентской газете", в выпуске N 7 от 11-17 февраля 2011 г., в "Российской газете" в N 25 от 8 февраля 2011 г. и N 28 от 10 февраля 2011 г. и в "Собрании законодательства Российской Федерации", в выпуске N 7 от 14 февраля 2011 г., ст. 900. Полный текст Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции" опубликован в тех же выпусках названных официальных изданий. Таким образом, днем официального опубликования как комментируемого Закона, так и Закона 2011 г. N 4-ФЗ является 10 февраля 2011 г.

Как предусмотрено в ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Соответственно, частью 1 комментируемой статьи и предусмотрен такой "другой" порядок вступления в силу комментируемого Закона - данный Закон (без каких-либо изъятий) закон вступает в силу с 1 марта 2011 г. (до внесения законопроекта в Государственную Думу указывалась дата 1 января 2011 г.). С этой же даты - 1 марта 2011 г. - вступает в силу и Закон 2011 г. N 4-ФЗ, что установлено в его ст. 24. При этом предусмотрено одно изъятие - норма, в соответствии с которой излагается в новой редакции статья 51 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", посвященная статистической отчетности, вступает в силу с 1 января 2012 г.

Следует отметить, что обязательность повторного опубликования в официальных изданиях полного текста федерального закона, в который внесены изменения, Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" не предусматривает (в ч. 2 его ст. 9 говорится лишь о возможности повторного официального опубликования в полном объеме федерального закона, в который были внесены изменения или дополнения). Достаточно лишь официального опубликования федерального закона, которым внесены изменения в ранее изданный федеральный закон. В этой связи уместно упомянуть об Определении КС России от 20 декабря 2005 г. N 515-О*(471), которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на ст. 4 названного Закона, допускающую действие закона без повторного опубликования его полного текста в официальных изданиях после внесения в него изменений и дополнений. Соответственно, тексты федеральных законодательных актов в связи с внесением в них Законом 2011 г. N 4-ФЗ изменений, обусловленных принятием комментируемого Закона, повторно не опубликовывались.

2. Норма ч. 2 комментируемой статьи распространяет действие положений ст. 29, 43-46 комментируемого Закона на тех сотрудников органов внутренних дел, которые не являются сотрудниками полиции. Это положения, предусматривающие: ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции (ст. 29); страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей (ст. 43); право сотрудника полиции на жилищное обеспечение (ст. 44); право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание (ст. 45); гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции (ст. 46). Соответственно, речь идет о положениях, касающихся особенностей прохождения государственной службы в полиции и социальной защиты.

Рассматриваемая норма представляется не вполне согласующейся с нормой ст. 32 комментируемого Закона, из которой следует, что на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, распространяются установленные данным Законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции лишь в случае привлечения таких сотрудников к выполнению обязанностей, возложенных на полицию (см. коммент. к указанной статье).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: