Кукла — старое испытанное средство, чтобы прикоснуться к внутреннему миру ребенка, его опыту и субъективному восприятию.
Кукол-марионеток находили начиная с 16 в. до нашей эры: в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Ассирии, Древнем Китае. Так, в одном из римских некрополей было обнаружено захоронение с надписью «Крипейра Трифаэна, умерла в 17 лет», в котором находилась кукла-марионетка в человеческий рост. Такие куклы были персонажами и участниками древних мистерий.
В Древней Индии марионетки «катхпутли» считались посланцами богов.
В Бирме испокон веку и до наших дней иных кукольных театров, кроме театров марионеток, не существовало. Марионеточные представления почитаются у них высшим видом театрального искусства, серьезно влияющим на «живой» театр.
На европейском континенте марионетки появились на два с половиной тысячелетия позже, чем на Востоке.
Как изготовить куклу
Для работы потребуется:
- один красивый мелкий камешек, либо бусина, пуговка — что-то маленькое и волшебное, что можно спрятать в баночку от киндер-сюрприза;
- баночка от киндер-сюрприза;
- чулок (либо пара капроновых носочков) телесного цвета (или трикотаж того же цвета), вата;
- ткань белого цвета для нижней сорочки размером 50 × 50 см; ткань для верхнего платья размером
52 × 52 см; - шерстяная пряжа — для волос;
- толстая длинная игла, нитки, иголки, ножницы; толстая нить (лучше ирис);
- фурнитура для украшения куклы (бусинки для оформления лица, атласные ленты и др.).
Если работа проводится с группой — необходимо участников заранее предупредить о необходимости принести материалы. Если индивидуально — то ребенок выбирает из имеющихся у педагога-психолога материалов.
Ход работы:
1. Баночку от киндер-сюрприза оборачиваем несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки, обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет шея (рис. 1). Получаются голова и шея. Шея должна быть не короче 5–10 см.
Рис. 1
2. Ткань для нижней сорочки, складываем вчетверо, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы (рис. 2).
Рис. 2
Пришиваем нижнюю сорочку к шее куклы. По такому же принципу нашиваем на куклу второе — нарядное, верхнее — платье.
3. Делаем руки из той же ткани, что и лицо куклы. Вырезаем два кусочка ткани размером 4 × 7 см, сшиваем мешочки, набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к ее верхнему платью (рис. 3).
Рис. 3
4. Оформляем лицо.
5. Украшаем куклу: добавляем волосы, аксессуары (шляпу, сумочку, детали костюма и т. п.) (рис. 4).
Рис. 4
7. Подвязываем куклу: иглой с толстой ниткой протыкаем голову куклы в области висков. Связываем нить — ее длина должна быть около 15 см (рис. 5). Кукла повисает на нити. Еще две нити пришиваем к запястьям.
Рис. 5
Как оживить и представить куклу
Когда кукла-марионетка готова, ее нужно оживить — обучить простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т. п.
Участникам надо представить куклу группе или педагогу-психологу, если работа происходит в индивидуальном формате. Стать ею. Пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы (рис. 6). Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…
Рис. 6
Для ребенка такая форма самопредъявления более безопасна, чем привычный рассказ о себе, своих проблемах, потребностях и страхах. Он может в процессе работы столкнуться с другим собой, той частью личности, которую не знает или не принимает в реальной жизни. Может понять, чего он на самом деле боится (в себе, в контакте с другими), откуда этот страх взялся; убедиться, что бояться нечего, все не так страшно, как он себе представлял; обнаружить у себя ресурс, о котором даже не подозревал.
Работу с куклой можно закончить обсуждением полученного опыта и, если необходимо, внесением изменений в облик куклы. А можно включить еще один этап — сочинение истории (сказки).