Этот раздел важен для комплексной подготовки детей к первому классу, но работа ведется в паре с учителем-логопедом и основная нагрузка лежит на нем

Мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника — специальные приемы и способы, облегчающие запоминание и воспроизведение информации.

Среди основных мнемонических приемов и методов, которые можно использовать в работе с детьми выделяются:

• буквенный код — образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации;

• ассоциации — нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией;

• рифмы — создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих материал, который необходимо запомнить ребенку;

• созвучие — запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний;

• метод римской комнаты — присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

Применение данного метода в работе с дошкольниками с ДЦП актуально — используемый дидактический материал в форме мнемотаблиц (схем-моделей) помогает им овладеть связной речью. Наличие зрительного плана-схемы позволяет пересказывать текст четко, связно и последовательно.

Кроме того, при самостоятельном составлении схем от ребенка не требуется хорошо рисовать. В случае с детьми с ДЦП это имеет большое значение.

Ознакомление с окружающим миром

Данный раздел направлен на формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой. Важно научить дошкольника с ДЦП наблюдать за происходящими явлениями, обобщать увиденное и уметь рассказать о событиях.

Содержание раздела. Я и общество. Предметный мир.

Содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром — основа для занятий по развитию речи, поэтому темы могут совпадать.

Основные методы обучения:

  • действия с натуральными предметами и их изображениями;
  • наблюдение на занятиях и экскурсиях;
  • беседы;
  • чтение;
  • игра в тематические лото и т. д.

К первому классу дети должны:

  • знать название нашей страны и ее столицы; флаг, герб России; название родного города (села и т. п.), свой адрес;
  • иметь представления о праздниках; о труде людей в городе и сельской местности;
  • уметь рассказывать о себе и своей семье; сравнивать, группировать и классифицировать предметы;
  • понимать значения обобщающих слов;
  • называть материалы, из которых они изготовлены.

Ознакомление с природой

Этот раздел тесно связан с предыдущим. В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. При этом необходимо уделять внимание вопросам экологического воспитания.

Содержание раздела. Неживая природа. Животный мир. Растительный мир.

К первому классу дети должны иметь представления:

  • о сезонных изменениях в природе (в т. ч. уметь вести календарь с помощью взрослого);
  • домашних и диких животных;
  • перелетных и зимующих птицах;
  • зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
  • об условиях, необходимых для роста растений;
  • о лесных ягодах и грибах;
  • об овощах и фруктах;
  • о деревьях, кустарниках и цветах.

Развитие элементарных математических представлений

Раздел ознакомительный. Если у детей есть затруднения, необходимо провести углубленную диагностику, чтобы выявить причины.

Развивая математические представления, необходимо формировать у дошкольников с ДЦП умение выделять математические отношения между реальными предметами. Для этого на занятиях в различных ситуациях бытового характера ставьте познавательные задачи, решение которых требует математического осмысления, например подобрать шнурки для ботинок одинаковой длины, цвета и т. д.

Содержание раздела. Количество и счет. Величина. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Время.

К первому классу дети должны:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • соотносить цифру и число;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • устанавливать, какое число больше или меньше другого;
  • сравнивать предметы по величине;
  • различать форму предметов;
  • выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам;
  • различать и называть части суток, времена года, дни недели;
  • понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • знать и называть месяцы года.

Правила поведения и навыки самообслуживания

Дети с ДЦП испытывают трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей — все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.

Ограниченность контактов, недостаточный социальный опыт — все это сказывается на поведении детей с ДЦП и их взаимодействии с окружающими.

Содержание раздела. Поведение на улице (в транспорте, театре, на выставке и т. п.). Правила поведения в школе. Правила общения (во время беседы, телефонного разговора). Прием гостей. Правила поведения за столом. Повседневный этикет (внешность).

У дошкольников с ДЦП к первому классу должны быть полностью или частично сформированы навыки культурного поведения — они должны уметь:

  • первыми здороваться со взрослыми;
  • вежливо прощаться;
  • благодарить за оказанную помощь;
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим во время занятий;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • соблюдать порядок, чистоту.

Кроме того, дети с ДЦП, поступающие в школу, должны уметь:

  • самостоятельно раздеваться, одеваться;
  • расстегивать и застегивать пуговицы;
  • расшнуровывать и зашнуровывать ботинки;
  • застегивать или завязывать шапку;
  • пользоваться ложкой, носовым платком, зубной щеткой, расческой;
  • умываться, мыть руки, вытираться.

Художественно-эстетическое развитие

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, умеющей воспринимать, любить, чувствовать.

Цели психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в данном направлении — обеспечить гармоничность развития личности ребенка, стимулировать его эмоции, развить художественную эмпатию, помочь приобщиться к нравственным и духовным ценностям и оценить их.

В настоящее время существует негативная тенденция относить искусство к сфере обслуживания, видеть в нем нечто, сопутствующее досугу, связанное с развлечением. Задачи ДОО:

  • помочь детям с ДЦП в художественном освоении мира;
  • развить способности к восприятию эмоциональных состояний;
  • помочь в овладение продуктивными видами деятельности;
  • сформировать основы эстетического вкуса;
  • развить творческие способности.

Виды деятельности: ознакомление с художественной литературой; изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация и т. п.

К первому классу дети должны:

  • активно использовать мимику лица для выражения своих чувств;
  • придумывать, на что похож изучаемый предмет или объект;
  • узнавать эмоции различных героев на картинках;
  • устанавливать причинные связи между событиями;
  • правильно сидеть при рисовании;
  • уметь пользоваться карандашами, кистью и т. п.;
  • иметь представления о декоративно-прикладном искусстве.

Темы занятий педагог-психолог разрабатывает исходя из собственных приоритетов и потребностей детей.

Рекомендации

Общую коррекционно-развивающую работу по программе подготовки детей с ДЦП к первому классу дополняйте занятиями с дефектологом, учителем-логопедом и педагогами дополнительного образования.

Разрабатывая структуру занятий, сочетайте разные виды деятельности: игровую, музыкальную, изобразительную, конструктивную.

Занятия проводите 2 раза в неделю в индивидуальной или групповой форме. Оптимальное число дошкольников в группе — 4–6.

В помещении для занятий должны быть столы, выделена игровая зона.

Проводите работу с родителями для повышения их педагогической компетентности — это обеспечит преемственность и поможет закрепить, автоматизировать полученные на занятиях знания и умения.

Используйте дополнительную литературу.

Список литературы

1. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся / Практические рекомендации. — М.: ООО «Центральное издательство», 2005.

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. — СПб.: Литера, 2013.

3. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

4. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста с церебральным параличом // Монография. М., 2010.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. — М.: Издательство «Книголюб», 2008.

7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. — М.: Издательство «Книголюб», 2008.

7. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: игровые задания. — М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2009.

9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. — Ярославль: Академия развития, 2002.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психопрофилактика

Создаем условия для позитивной социализации дошкольников

С.Б. Мамаева
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 19 “Радость”», г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра




Создание условий для позитивной социализации и личностного развития дошкольников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками — одно из требований ФГОС ДО. Социализация детей достаточно длительный и многоплановый процесс. В каких направлениях строить работу педагогу-психологу и как в этом поможет игровой тренинг, читайте в статье.

Позитивная социализация — это умение ребенка эмоционально и практически взаимодействовать с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками), выстраивать свое поведение и деятельность с учетом их потребностей и интересов, положительно относиться к себе и другим людям.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений о социальных нормах и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и включение их в систему социальных отношений общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: