Цель: развить способность придумывать различные ситуации, используя наглядную модель (рамки-планы).
Игровой материал, оборудование: три рамочки из бархатной бумаги; две стрелки из бархатной бумаги, которые помещают между рамочками; фигурки-силуэты, размещающиеся в рамочках: домик, два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева; фланелеграф.
Примечание. Для повторного проведения игры используйте любые другие фигурки или заместители предметов: палочки разной длины, разноцветные кружки и т. п.
Инструкция. Рассадите детей перед фланелеграфом. Разместите на фланелеграфе три рамочки, между ними — две стрелки, в рамочках — отдельные фигурки (рис. 3). «Вот и получилась сказка, но надо суметь прочитать ее. Если каждый расскажет ее по-своему, мы услышим много разных интересных сказок».
Рис. 3. Наглядная модель к игре «Разные сказки»
Если дети не могут составить рассказ, дайте им примерный образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам». При этом лучше, если рассказ будет детализированным: опишите, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т. п. Выслушав рассказы детей, отметьте наиболее удачные, оригинальные.
|
|
После того как свои сказки расскажут 3–4 ребенка, поменяйте местами фигурки в рамочках. Например, в первой рамочке три дерева и два бегущих человечка, во второй — домик, в третьей — два стоящих человечка. Скажите детям, что на фланелеграфе теперь записана другая сказка и ее надо прочитать по-другому. И т. д.
Данную игру проводите несколько раз, меняя фигурки в рамочках. Постепенно переходите от конкретных фигурок к абстрактным (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины). Повторяйте игру неоднократно на разном материале.