Виды речи по механизмам и способам кодирования / декодирования

Процесс коммуникации заключается в том, что мысль человека (субъекта речи) благодаря говорению или письму становится достоянием другого человека (получателя речи) благодаря слушанию или чтению.

Кодирование речи (ее порождение, продуцирование) Декодирование речи (ее восприятие)  
Говорение – отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию (при этом соблюдаются правила фонологии, орфоэпии, интонации). Слушание – восприятие акустических речевых сигналов и их понимание (аудирование на основе знания правил фонологии, орфоэпии, интонации).
Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических знаков (при этом соблюдаются правила графики, орфографии, пунктуации). Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений (на основе правил фонологии, графики, орфографии, пунктуации, орфоэпии, интонации).

Внутренняя речь не обязательно реализуется в речи внешней. Внешняя речь – процесс двусторонний: она предполагает как минимум двух участников коммуникативного акта.

Результат каждого коммуникативного акта и процесса общения в целом оценивается прежде всего с той точки зрения, как передано / понято содержание.

Говорение / слушание, письмо / чтение – акты индивидуальные, но они содержат социальную, объективную основу, так как зависят то многих социальных обстоятельств (образования, мировоззрения, рода деятельности и др.). Совершенно очевидно, что говорение и письмо – процесс творческий; элементы творчества есть и в слушании, и в чтении. Важно, например, как слушатель членит воспринимаемое, как он объединяет, связывает компоненты речи, как он их понимает. Так, грузинское имя Авас при ответе на вопрос «Как Вас зовут?» может быть человеком, не знающим грузинского языка, воспринято как встречный вопрос «А Вас?». Или см. текст объявления: «Продается немецкая овчарка. Кушает любое мясо. Особенно любит маленьких детей». Жизненный опыт, кончено, помогает правильно понять смысл, но неправильное его осознание в принципе возможно[20].

Виды речи по характеру организации. По характеру организации речь бывает монологической и диалогической.

Монолог (греч. monologos из monos – один + logos – речь) – форма речи, которая обращена прежде всего к самому себе, но может быть адресована и к одному или ко многим слушателям, читателям. Диалог (греч. dialogos – беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами; разговор нескольких лиц иногда называют полилогом (греч. poly – много + logos – речь).

Таким образом, при монологической или диалогической форме речи играет роль определенная коммуникативная ситуация, которая определяет и признаки лингвистические.

Диалогическая речь Монологическая речь
1) непосредственная форма общения; 2) перемежающаяся форма общения (обмен репликами-стимулами и репликами-реакциями); 3) большую роль, кроме ситуации общения, играют жесты, мимика, интонация; 4) имеет спонтанный, свободный характер (формируется обычно на основе ассоциативных связей, которые возникают у говорящего в процессе речи, в результате чего происходит частая смена тем); 5) в диалоге много неполных, прерванных предложений, вставочных конструкций, повторов, разнообразных средств выражения эмоций (междометий, частиц и др.). 1) непосредственный контакт не обязателен; 2) односторонняя форма общения; 3) условия общения, как правило, на монолог не влияют; 4) чаще всего предполагает предварительное обдумывание; монолог подчинен одной теме, имеет план, определенную композицию, обычно достаточно развернут и относительно завершен; 5) с языковой точки зрения монолог организован более четко, строго и сложно.

Абсолютно четкой границы между монологом и диалогом в реальной речевой практике нет, ибо реплики диалога могут быть весьма большими по объему; рассказ в монологической форме может быть обращен непосредственно к слушателю или слушателям, которые реагируют на него короткими утвердительными или отрицательными репликами (такие монологи иногда называют разговорными или употребляют термин «ложный диалог»).

Известный лингвист Л. Якубинский называл диалог «естественной формой общения». Бытовой диалогической речью дети владеют и до школы, но несомненно, что вести беседу на самые разнообразные темы в школе нужно ребенка учить, в том числе нужно учить и соблюдению речевого этикета (не перебивать собеседника, употреблять формы вежливости и т.д.). А между тем пока еще школа учит преимущественно монологической речи (пересказы, сочинения, изложения, сообщения, доклады и проч.), хотя нельзя сказать, что и в отношении выработки навыков связной монологической речи в школе обстоит все благополучно. Поэтому от учителя работа над монологической и диалогической речью школьников требует постоянного внимания.

9. Развитие речи у ребенка.
Периодизация речевого развития человека

Основные факторы возникновения и развития речи у ребенка. Ребенок при рождении – это человек лишь в потенции. Он реализует свои возможности и действительно становится человеком только благодаря тому, что окружающие взрослые люди передают ему свой опыт, учат, как стать человеком. Если между ребенком и взрослым существует какая-либо преграда (слепоглухота и др.) или контакты сокращаются, то нормальное развитие психики ребенка замедляется или вообще прекращается.

Выдающиеся советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественно-исторического опыта предшествующих поколений и что этим человек принципиально отличается от животных, ибо у животных, вплоть до антропоидов, решающим в развитии являются иные формы опыта: родовой, который заложен в нервной организации (он передается по наследству), и индивидуальный, который возникает в результате приспособления к окружающей среде (он приобретается в процессе жизни).

Сформировавшееся исторически содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, и поэтому в передаче этого опыта необходимо участие речи. Именно речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человечества. Следовательно, особое значение имеет выявление тех факторов, которые стимулируют или задерживают развитие речи у детей. Лишь осознание этих факторов может обеспечить организацию целенаправленных педагогических воздействий на процесс развития речи ребенка.

По вопросу о факторах, определяющих речевое развитие, существует несколько точек зрения. В одних теориях, например, широко распространен взгляд на развитие речи у детей как на созревание особой врожденной человеческой способности. Такое созревание совершается на основе биологически предопределенных закономерностей.

Согласно другим теориям, возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок усваивает речь взрослых не пассивно, а очень активно, творчески[21]. Овладевая языком, дети усваивают не только готовый инвентарь языковых единиц, но и правила их конструирования; в соответствии с этими правилами они создают языковые единицы сами. Существуют, например, данные, что словотворчество зафиксировано у 88,9 % детей дошкольного и младшего школьного возраста: слон захоботал (от хобот), скрипачит (от скрипач), поростела (от рост), дымучий (от дым), ласкуня (от ласкаться), саморубка (мясорубка) и проч.

На разных этапах становления у детей речевой деятельности, наряду с отмеченными общими факторами, развитию речи способствуют факторы, специфические для того или иного этапа.

Периодизация речевого развития человека. Можно выделить четыре основных этапа речевого развития человека: довербальный (или подготовительный) этап, этап возникновения речи, этап собственно речевого развития и этап совершенствования всех функций речи.

Три основных этапа овладения речью как средством общения ребенок проходит в течение первых 6-7 лет – от рождения до поступления в школу.

Довербальный (подготовительный) этап охватывает 1-й год жизни ребенка, т.е. младенческий возраст. Здесь можно выделить четыре периода – период младенческих криков (до 2-3 мес.), период гуления (до 5-6 мес.), период раннего лепета (до 9-10 мес.) и период лепетных псевдослов (до 12-14 мес.). Таким образом, ребенок проходит путь от непроизвольных криков, обусловленных чисто физиологическими причинами (изменения температуры тела, чувство голода и под.), до «лепетных цепей», псевдослов (те-тя-тя; ва-ля; ма-ля; да-ля), которые по форме все более приближаются к звуковой форме слов родного языка. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием, не имеет строгой предметной соотнесенности и не несет номинативной нагрузки. В основном осуществляется экспрессивная функция речи, хотя в конце периода уже могут возникать первые проявления номинативной функции речи. С помощью таких псевдослов дети привлекают внимание взрослого, стараются удержать его около себя, сообщают об испытанном удовольствии или состоянии дискомфорта, т.е. начинает формироваться языковое общение. Большую роль в этот период для развития речи ребенка играют положительные эмоции (улыбка, ласка, яркая игрушка и т.д.).

Этап возникновения речи (от конца 1-го года до второй половины 2-го года) тоже можно разделить на периоды: период позднего младенческого лепета (до 1 г. 6-8 мес.) и период возникновения речи как средства общения. Это ранний преддошкольный возраст (до 1 г. 8-10 мес.). Основное содержание этого этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых и начинают использоваться вербальные средства, т.е. формируется регулярная потребность называть окружающие предметы (номинативная потребность). Однако вначале это – «слова-предложения», «слова-комплексы»: тпру – «лошадка» и «поехали»; би-би – «машина», «ехать», «берегись», и лишь потом тпрука – только лошадь, бибика – только машина. Ребенок начинает постигать обобщающую роль слова, но звуковой состав слов усваивается в начале этого этапа приблизительно. Часто ребенок произносит лишь «скелет» нужного слова, например: «титиТИ́» (кирпичи́), «тиТИ́ти» (бискви́ты), «дадаДА́д» (лимона́д), «акаЗА́» (стрекоза́) и т.п. К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные, начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами: Дай ку (Дай куклу), Вова би-би (Вова хочет машину). К двум годам он строит предложения из 3-4 и более слов, часто спрашивает у взрослых «Что это?» и знает обычно до 100 слов.

Этап собственно речевого развития (примерно от 2 до 6-7 лет) – этап до конца школьного возраста. За этот большой период ребенок проходит громадный путь и в своем общем, и в речевом развитии. Речевое общение здесь развивается по двум направлениям: изменяется содержание общения, что связано с развитием соответствующих функций речи как средства общения, и осуществляется овладение произвольной регуляцией речевых средств.

Изменение содержания общения заключается в том, что оно из чисто ситуативного (ребенок обозначает словами лишь то, что его окружает) становится и внеситуативным, а это связано с развитием функции обобщения, познавательной функции. Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим миром, к вовлечению в сферу их внимания социальных процессов. Общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности. Вначале речь детей угнетается в присутствии нового человека, но с возрастом дети все более овладевают произвольной регуляцией речи, и это составляет неизменное условие их подготовки к школе. С 4-5 лет, кроме регулирующей, развивается и планирующая функция; дети начинают объяснять и свои, и чужие действия.

Дети овладевают понятийным наполнением слова, учатся применять его для передачи все более сложной и отвлеченной по содержанию информации. Происходит активное пополнение словаря. К 5 годам дети усваивают основные грамматические правила, в том числе и некоторые исключения из правил. Но у детей дошкольного возраста могут быть значительные различия в уровне речевого развития. Так, например, есть сведения, что к 6-7 годам дошкольники используют от 22 до 98 % вербальных средств, от 3 до 7 тыс. слов; некоторые дети оперируют короткими предложениями из 2-3 слов, а некоторые постоянно и свободно пользуются большими, развернутыми предложениями, хорошо владеют связной речью; некоторые дети уже умеют читать и писать.

Совершенно очевидно, что в связи с этим весьма условны и возрастные границы разных этапов и периодов речевого развития человека.

Кроме того, следует подчеркнуть, что есть такие особенности речевого развития, которые охватывают части разных периодов. Так, например, возраст от 2 до 5 лет характеризуется тем, что ребенок активно занимается словотворчеством (см. в связи с этим замечательную книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти»)[22]. Создавая «слова-беззаконники», дети используют непродуктивные суффиксы (принц – принцуха; ср.: старик – старуха); продуктивные суффиксы присоединяются к тем основам, с которыми им сочетаться несвойственно (редискин салат, соков вкус); активные приставки и суффиксы присоединяю к основам без нарушения законов словообразования, но слова в результате этого образуются необычные (прикнопкатъ картинку, закирпичить дверь, детсадник) [23].

Этап совершенствования всех функций речи имеет два периода – школьный (от 6-7 лет) и зрелость (от 18 лет и старше).

В школьный период речь становится средством учения, а затем и средством приобщения к другим видам деятельности, в том числе общественной.

Ребенок овладевает чтением и письмом, овладевает языковой нормой. Речь дошкольника чаще всего представляет собой своеобразную компиляцию различных литературных и нелитературных стилевых элементов. И лишь во время обучения в школе ребенок постепенно овладевает такими социально-лингвистическими подсистемами языка, как стили, т.е. овладевает наборами параллельных, вариативных языковых средств, которые позволяют речи быть богатой и выразительной.

Становление разных уровней речевой способности осуществляется постепенно. Так, ученые считают, что в возрасте 10-11 лет происходит становление второго уровня речевой способности – скорости, в возрасте 14-15 лет – становление третьего уровня речевой способности, уровня насыщенности.

В плане развития мышления здесь наблюдается смена периода конкретных операций периодом формальных операций, совершенствуется обобщающая функция речи.

Центральная проблема, которая встает перед ребенком в школе, – это умение строить связный текст в устной и в письменной форме.

Проводились, например, эксперименты по оценке развития речевых умений школьников в области создания связных текстов описательного характера. Оказалось, что письменные тексты учеников 10-11 и 14-15 лет существенно отличались по количеству слов в тексте (66 и 83,5), в предложении (6,6 и 8,5); по частоте употребления сложных предложений (16,6 и 25,3) и др. Изменения же по этим параметрам в устных текстах были едва заметными, так как устная речь обладает своими закономерностями и вне зависимости от возраста стремится к ограничению количества слов в предложении, по возможности избегает сложных и осложненных предложений, но с возрастом в устных описаниях становится все меньше и меньше разнообразных нарушений (нарушений видо-временных соответствий, согласования и др.); уменьшается частотность использования сочинительных союзов как средства межфразовой связи, средства межфразовой связи становятся более разнообразными; увеличивается количество вводно-модальных слов, с помощью которых отражается точка зрения говорящего, и др.[24]

Отмечены лишь некоторые тенденции речевого развития школьников, но индивидуальные различия, как и у дошкольников, здесь могут быть очень значительными. Кроме того, следует отметить, что оптимальных результатов в области развития речи наша школа пока еще не добивается.

В зрелом возрасте речевые умения и навыки продолжают совершенствоваться, ибо уровень речевого развития человека связан и с его дальнейшим образованием, и с профессиональной деятельностью, а в какой-то мере и с личной судьбой.


[1] Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 031200 – педагогика и методика начального образования. – М., 2001. – С. 26.

[2] См., например: Донская Т.К. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения родному языку // Русский язык в школе. – 1987. – №6.

[3] См., например: Франклин Фолсом. Книга о языке. – М., 1974. – С. 7-9.

[4] Юджин Линден. Обезьяны, человек и язык // Перевод с англ. – М., 1981. – С. 5-10 и др.

 

[5] См.: Сын волчицы // Наука и жизнь. 1963, №1. – С. 43.

[6] Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – Минск, 2001. – С. 37.

[7] Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – С. 33 и др.

[8] См. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000. – С. 341-367 и др.

[9] Иногда говорят об экспрессивной функции, в пределах которой выделяют функцию эмотивную (передачу чувств) и функцию волюнтативную (передачу воли).

[10] Фолсом Ф. Книга о языке. – М., 1974. – С. 35.

[11] См. там же, например, с. 37.

[12] Философская энциклопедия. – Т. 5. – М., 1970. – С. 18.

[13] Термин «уровень» не имеет единого значения. С помощью понятия «уровень» характеризуют как само устройство языка (подсистемы в строении системы языка), так и различные этапы, фазы исследования языка (см. О.С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966. – С. 487-488). Когда имеют в виду характеристику устройства языка, наряду с термином «уровень», используется термин «ярус».

[14] Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000. – С. 13.

[15] Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 410.

[16] Иногда в современных исследованиях по этому параметру язык и речь сопоставляют, выделяя стили языка (имея в виду языковые предпосылки стиля) и стили речи (конкретную их реализацию).

[17] Выготский Л.С. Мышление и речь. В кн.: Избранные психологические исследование. – М., 1956. – С. 311-332.

[18] Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968. – С. 26-27.

[19] Так, например, фразу «Который час?» в зависимости от интонации, жестов, обстановки можно понять по-разному: Что же Вы опаздываете?; Я, кажется, опоздал?; Что же Вы не уходите?; Боже мой, какая скука! и т.д. Б. Шоу писал: «Есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет», но только один способ это написать».

[20] См.: Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 1979. – С. 23-34.

[21] Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985. – С. 4 и др.

[22] См. также: Цейтлин С.Н. От двух до пяти в свете современной лингвистики // Русский язык в школе. 1985, № 6; Харченко В.К. История языка и... детская речь // Русский язык в школе. 1988, № 6.

[23] Земская Е.А. Как делаются слова. – М., 1963. – С. 59-66.

 

[24] Седов К.Ф. Устная литературная речь в онтогенезе. Становление синтаксиса связной речи // Функционирование языка в разных видах речи. – Саратов, 1986. – С. 141-143.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: