Россия на пути реформ и стабилизации

На президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 г., В.В. Путин одержал убедительную победу, добившись избрания уже в первом туре. Впервые за всё время реформ их сторонники не только возглавили исполнительную власть, но и могли опереться на большинство голосов депутатов Государственной Думы. В 2001 г. «Единство» и другой избирательный блок — «Отечество — вся Россия» объединились, создав крупную проправительственную партию «Единая Россия», что открыло возможность для принятия давно назревших законов.

Одним из признаков наступления нового этапа в истории России стало утверждение Думой государственной символики Российской Федерации. Её гербом стало изображение золотого двуглавого орла, флагом — бело-синекрасное полотнище. Одобрение получил гимн на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова. В 2000 г. президентом был принят целый ряд документов, во многом по-новому определявших приоритеты государственного и военного строительства, внутренней и внешней политики. С учётом накопленного ранее опыта была разработана программа социально-экономических, правовых и политических преобразований. Особое внимание уделялось повышению эффективности работы органов государственной власти.

В политической сфере президент принял меры по укреплению вертикали власти. Территория России была разделена на семь федеральных округов, в каждый из которых назначался полномочный представитель президента с правом контроля за деятельностью местных властей. Менялся порядок формирования Совета Федерации. Ранее его членами были главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Теперь эта функция возлагалась на представителей, избираемых местными законодательными органами.

В 2004 г. был изменён и порядок избрания руководителей субъектов Федерации. Они стали выбираться местными законодательными собраниями по представлению президента, а не в ходе прямых выборов. Глава государства получил право отзывать губернаторов в случае неудовлетворительного исполнения ими своих обязанностей. Федеральный центр начал более эффективно контролировать расходование регионами средств, выделенных на решение социально-экономических проблем; вести борьбу с коррупцией и нарушением прав граждан.

Усилилась правовая база реформ. В 2001-2002 гг. уголовное, административное и пенсионное законодательство было приведено в соответствие с реалиями рыночной экономики. Вопреки сопротивлению левой оппозиции, новые законы разрешали (хотя и с некоторыми исключениями) куплю и продажу земли, что укрепило рыночные отношения. Поощрению предпринимательской деятельности способствовало также снижение налогов. Их ставка для граждан — физических лиц — стала одной из самых низких в мире —13%.

В 2002 г., с принятием закона «О гражданстве Российской Федерации» и ряда других, ужесточалось регулирование миграционных потоков, вводился чёткий порядок регистрации зарубежных граждан, въезжающих в страну. Весной 2003 г. президент осуществил реорганизацию силовых ведомств, направленную на усиление прежде всего МВД и ФСБ. Было создано отдельное федеральное ведомство для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Главной целью этих мероприятий было повышение эффективности в противодействии экстремизму и организованной преступности.

Принимались меры по реорганизации Вооружённых сил страны. Была поставлена задача постепенного перевода армии на контрактную основу, превращения её в профессиональную. Началось повышение зарплаты военнослужащих, выделение средств на закупки новой военной техники. Преобразования, предпринятые по инициативе В.В. Путина, оказали большое влияние на развитие страны. Благодаря изменению системы налогообложения увеличились поступления в федеральный бюджет. С 2001 г. впервые со времени начала рыночных реформ стали увеличиваться реальные доходы населения, то есть рост зарплат и пенсий опережал инфляцию.

Большое влияние на моральный климат в обществе оказала активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Большую роль здесь сыграла деятельность Счётной палаты Российской Федерации под руководством С.В. Степашина. Прокуратура довела до суда ряд затянувшихся расследований, возбудила дела против некоторых представителей делового мира.

 

Большое влияние на положение дел в обществе оказало изменение ситуации на Северном Кавказе. Боевики не оставляли попыток дестабилизировать положение в регионе, в стране в целом. 23 октября 2002 г. в Москве были захвачены в заложники зрители мюзикла «Норд-Ост», 130 из них погибли в ходе операции по уничтожению террористов. В июле 2003 г. произошёл взрыв на рок-фестивале в Тушине, в феврале — взорван поезд московского метро, в августе 2004 г. — два пассажирских самолёта. Не прекращался террор на Северном Кавказе. Потрясением для страны стал захват террористами 1 сентября 2004 г. школы в городе Беслане (Республика Северная Осетия — Алания). Погибло 330 человек, большинство из них — дети.

Тем не менее экстремистам не удалось сорвать процесс мирного урегулирования в Чечне. Контртеррористические операции, в ходе которых уничтожались боевики, дополнялись мерами по налаживанию в республике нормальной жизни. В 2000 г. была создана гражданская администрация, возглавленная А. Кадыровым, бывшим муфтием Чечни. Часть функций федеральных сил по поддержанию порядка взяла на себя чеченская милиция. В марте 2003 г. на референдуме в Чеченской Республике была принята новая Конституция, согласно которой Чечня является неотъемлемой частью Российской Федерации. Президентом Чеченской Республики стал А.А. Кадыров, а после его гибели в результате теракта, — его сын Р.А. Кадыров (с 2007 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: